Договариваться все равно придется

Nov 27, 2015 20:38


К вопросу о торговом противостоянии с Россией и потерях экономики Украины.

Торгово-экономические связи Украины и России настолько глубоки и сложны, что просто невозможно все их проанализировать в рамках одной статьи. Поэтому считаю целесообразным остановиться на последних событиях: присоединении Украины к экономическим санкциям против РФ и ответном шаге России ― введении эмбарго на ввоз украинских продуктов питания с 1 января 2016 г. Кстати, нелишним будет отметить, что далеко не все страны присоединились к санкциям Запада в отношении РФ. К примеру, Грузия, на позитивный экономический опыт которой так любят ссылаться у нас в Украине, к антироссийским санкциям не присоединилась, и грузинские продукты питания свободно продаются в РФ.

А что касается реакции России на украинские экономические санкции, то она была вполне ожидаемой ― РФ ввела аналогичное эмбарго в отношении  всех стран, присоединившихся к санкциям. Так что последствия такого шага для Украины можно было предвидеть и заранее оценить наши потери. Казалось бы, это и было сделано. Премьер А. Яценюк признал: потери украинского сельхозэкспорта в таком случае составят $600 млн. По его словам, на Россию в настоящее время приходится 12,5% украинского экспорта. Много это или мало? По мнению экспертов, много, а в условиях обвального падения общего объема экспорта и внутреннего потребления ― очень много.

Однако есть еще несколько важных аспектов этой проблемы, на которые обращают внимание аналитики. Они отмечают, что премьер указал (да и то не полностью) только на прямые финансовые потери от снижения экспорта. В то же время необходимо учитывать, что сельхозпроизводство, как и любой другой сектор экономики, ― это сложный хозяйственный механизм, и конечный результат (в нашем случае ― экспорт) обеспечивает множество самых разных предприятий.

Заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Н. Мыкольская утверждает, что от эмбарго больше всего пострадают украинские поставщики мяса птицы (кур), свиней и отдельные производители овощей. Но эксперты рынка напоминают о том, что одно рабочее место в животноводстве обеспечивает работой еще 10 человек. Что же касается производства овощей, то Россия является одним из крупнейших потребителей украинской тепличной продукции. Таким образом, и здесь речь идет о судьбе целой отрасли и о десятках тысяч ее работников.

Украинскими СМИ насаждается (и явно не без указания сверху) мнение, что на простых украинцах введение эмбарго никак не скажется. В эфире канала «24» 18 ноября так и прозвучало: от российского эмбарго простые украинцы не пострадают, а вот промышленники ― да.

Похоже, авторы столь «оптимистичного» утверждения несколько торопятся с выводами, а главное ― пытаются разделить неразделимое. Промышленники (как их назвали журналисты канала «24») продают ведь не воздух, а конкретную продукцию, сделанную руками как раз простых украинцев. Не будет у промышленников сбыта ― не станет работы и у простых украинцев, взаимосвязь более чем очевидна.

В качестве альтернативы российскому рынку украинские чиновники и провластные СМИ рекомендуют производителям сельхозпродукции европейский, на который и нужно переориентироваться. Но сейчас такие, с позволения сказать, рекомендации выглядят просто издевательством. Достаточно вспомнить, что заявила 13 ноября еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем. Говоря о возможности увеличения квот на поставку украинской сельхозпродукции, она отметила, что в ЕС «не рассматривается вопрос о дополнительном увеличении в рамках квот или о предоставлении еще каких-либо квот». А если к тому же учесть разразившиеся в последнее время в Европе скандалы, связанные с качеством украинских продуктов (например, такого традиционного экспортного товара, как отечественное подсолнечное масло), то придется честно признать: наша страна вряд ли получит дополнительные рынки сбыта в ЕС, тем более по группам товаров, поставлявшимся ранее в Россию. В других регионах мира украинскую свинину и овощи тоже никто не ждет.

Необходимо констатировать очевидное: если доступ украинскому экспорту в РФ будет закрыт, это будет означать не только миллиарды долларов убытков (эксперты говорят о $3−5 млрд), но и десятки тысяч новых безработных в Украине. И это притом, что безработица в стране и так зашкаливает.

Кроме того, вышеперечисленные проблемы необходимо рассматривать с учетом всего комплекса отношений Украины, ЕС и РФ и в первую очередь ассоциации и создания зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Россия была готова пойти на определенные взаимные уступки в системе будущих торговых отношений. Однако присоединение Украины к антироссийским санкциям, по сути, лишило переговорный процесс по этому вопросу каких-либо перспектив. Соответственно, уже с 1 января 2016 г. Россия, по всей видимости, отменит нулевые таможенные пошлины для Украины, и на весь украинский экспорт будет распространяться общий режим таможенных пошлин в РФ. Это означает не только потерю еще сотен миллионов долларов, но и повышение стоимости реализации украинской продукции, утрату конкурентных преимуществ, а в итоге - опять-таки потерю рынков сбыта.

Так, может быть, Украине стоит пересмотреть свою внешнюю политику, столь губительную для экономики страны? Россия была, есть и будет нашим соседом, и рано или поздно нашим странам все равно придется договариваться. Вот только к тому времени привычные украинские рынки сбыта в РФ могут занять другие государства.

Виктор Медведчук, внешняя политика Украины, торгово-экономические связи, Украина—Россия, снижение экспорта, экономика и политика, эмбарго, Украина—ЕС

Previous post Next post
Up