Почему «демократическая» украинская власть избегает референдумов

Dec 01, 2015 17:38


1 декабря 1991 года стало историческим, судьбоносным, эпохальным для Украины днем. И здесь нет преувеличения: в результате проведенного Всеукраинского референдума Украина получила новый международно-правовой статус - стала суверенным государством. После того как 90,3% граждан Украинской Советской Социалистической Республики высказались в поддержку Акта провозглашения независимости Украины, наша страна обрела независимость по воле народа, а не только по воле 346 депутатов, проголосовавших за данный документ.

Важность этого факта трудно переоценить. Ведь если решение Верховного Совета УССР могло быть отменено парламентом следующего созыва, то решение, принятое большинством граждан на референдуме, стало окончательным и бесповоротным. После всенародного волеизъявления в течение только одного месяца Украину признали 57 государств.

Парадокс: референдум как инструмент народовластия, позволивший украинцам выбрать новый путь для своей страны, стал фактически первым и ― на сегодняшний день ― последним актом народного волеизъявления, позволившим претворить в жизнь решение украинцев. Результаты референдума 2000 года так и не были имплементированы. «Демократическая» власть эпохи «любих друзів» сделала все для того, чтобы референдум по народной инициативе относительно вступления Украины в НАТО и ее участия в Едином экономическом пространстве вместе с Россией, Казахстаном и Беларусью не состоялся, хотя в поддержку его проведения были собраны и признаны действительными свыше 4,6 млн подписей граждан Украины.

Так называемая демократическая власть евроинтеграторов-реформаторов не сделала ничего, чтобы ввести в действие институт прямой демократии. За полтора года в Украине так и не смогли принять новый закон о всеукраинском референдуме, власть панически боится даже упоминания о местных референдумах. (Хотя законопроект «О всеукраинском и местных референдумах по народной инициативе» уже разработан экспертами «Украинского выбора» и был вынесен на широкое обсуждение.) Убежден: референдумы по народной инициативе могли бы помочь урегулировать многие вопросы, раскалывающие общество. Если бы вопрос  о выборе вектора экономической интеграции решался не на майданах, если бы решение о том, подписывать ли Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, принимали не политики в Киеве, а народ на всеукраинском референдуме, нам удалось бы избежать кровопролития, не допустить вооруженного противостояния на Донбассе. Но выбор сделан ― выбор, как показало время, не в интересах народа.

Усилиями еврореформаторов Украина стремительно теряет свою экономическую и политическую независимость, все глубже погружаясь в долговую яму и попадая под внешнее управление. Отказавшись от внеблокового статуса (опять-таки этот вопрос власть даже не собиралась выносить на референдум), Украина превращается из полноправного актора, субъекта международной политики, в бесправный объект.

Еще раз повторю: всего этого можно было бы избежать, если бы в Украине действовали механизмы реального (подчеркну ― реального) народовластия. Ведь прямое обращение к гражданам по поводу ключевых внутри- или внешнеполитических вопросов ― это основа функционирования любого успешного общества. Власти в демократическом государстве считаются с высказанным таким образом мнением народа и руководствуются им в своей деятельности. Это подтверждается опытом европейских стран, который, судя по заявлениям чиновников и политиков, сегодня стремится перенять евроинтеграционная команда. Так было в Польше, граждане которой в 2003-м на референдуме определялись со вступлением страны в Евросоюз, и в Великобритании, в которой в следующем году пройдет референдум о возможном выходе страны из ЕС, и в Швейцарии, в прошлом году устроившей плебисцит по поводу золотого запаса страны и иммиграции.

Отказывая народу в возможности выражения своей воли, власть, по сути, признает, что боится услышать от людей не ту точку зрения, которая ей выгодна. А это значит, что власть и сама осознает неверность принимаемых ею решений, их антинародность и то, насколько невыгодны они для страны.

Очень хочется верить, что декабрьский референдум 1991 года, навсегда сохранив свой судьбоносный характер, перестанет быть единственным референдумом в истории независимой Украины. Он должен стать образцом для принятия важных политических решений в стране путем прямой демократии, через активное включение в управление государством каждого его гражданина.

прямая демократия, референдум - право управлять страной, Виктор Медведчук, евроинтеграторы, народовластие

Previous post Next post
Up