Nov 23, 2015 19:56
21 и 22 ноября в Украине с пафосом и протестами отмечали вторую годовщину евромайдана - события, которое в корне изменило не только жизнь всей страны, но и судьбу каждого украинца, независимо от того, поддерживал он евроинтеграционную идею или выступал категорически против подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Евромайдан стал переломным моментом, разделившим жизнь многомиллионной Украины на два периода - домайданный и постмайданный. Приход к власти молодой поросли «майданных лидеров» и проводимые ими по требованию и под неусыпным контролем МВФ «реформы» ознаменовали начало катаклизмов во всех областях - от политики и экономики до социальной и гуманитарной сферы.
Украинская экономика, некогда одна из самых перспективных на постсоветском пространстве (в 2004-м темпы роста ВВП составляли 12,4%), в 2014−2015 годах продемонстрировала катастрофическое падение. Еще два года назад номинальный ВВП страны превышал $182 млрд и составлял $4007 на душу населения. Всего за год деятельности новой власти, обещавшей людям высокие европейские стандарты жизни, страна стала почти вдвое беднее: к концу 2014-го ВВП сократился до $99,358 млрд (на душу населения приходилось уже $2314,5). В 2015-м ситуация только ухудшилась: по оценкам МЭРТ, за 9 месяцев ВВП Украины снизился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Менее чем за два года «правительству камикадзе» удалось на корню уничтожить промышленный потенциал страны. Промпроизводство в Украине в 2014-м сократилось на 10,7%, за девять месяцев текущего года ― еще на 16,6%. Некоторые отрасли, особенно ориентированные на рынки стран ЕАЭС, оказались на грани краха: строительство локомотивов и подвижного железнодорожного состава, ракето-, авиа-, приборостроение.
Провал во внешней торговле обусловлен в первую очередь неграмотной, стратегически неверной политикой евроинтеграторов, в результате которой украинский экспорт в 2014-м сократился почти на 14%. А за первые девять месяцев 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014-го экспорт упал еще больше ― на 32,7%. Поставки в РФ сократились на 55,6%, в то же время европейский рынок так и остался недоступным для украинских товаропроизводителей.
Словно снег по весне стали таять золотовалютные резервы страны. Если в декабре 2013-го стратегический запас составлял $20,415 млрд, то всего за год, благодаря новой экономической политике еврореформаторов, он сократился до $7,5 млрд. И только посредством привлечения огромных кредитов со всего мира удалось немного исправить ситуацию - на 1 ноября 2015 года ЗВР составили $12,962 млрд, однако до доевромайданных показателей Украине еще очень далеко.
Политика займов и кредитов стала основой постмайданной экономической стратегии «правительства камикадзе». За полтора года объем госдолга приблизился к 100% ВВП Украины. Что же касается национальной валюты, то гривня по 8, как и бензин по 9, это уже анахронизм. Большинство украинцев, живущих на нищенские зарплаты и пенсии, могут об этом только вспоминать. Новая власть ― новые реалии: национальная валюта обесценивается с каждым днем, инфляция бьет рекорды ― за 2014 год она достигла 24,9%, а по итогам 2015-го, прогнозирует Минэкономразвития, ее уровень может превысить 43%. И это только официальные данные. О том, как выросли цены, украинцы судят не по отчетам Госстата, а по своим опустевшим кошелькам, После осеннего подорожания овощей для многих семей даже борщ стал роскошью.
Отдельная тема ― тарифы и социальная защита граждан. Евростандарты почему-то не привели к повышению зарплат и пенсий, а обернулись головокружительным ростом тарифов. Объявив борьбу социальной несправедливости, «народные фронтовики» начали бороться с… социально незащищенными гражданами. «Пакет евростандартов», обещанный два года назад «майданными лидерами», оказался красивой сказкой с грустным финалом. Минимальная зарплата в Украине за весь период правления новой власти пересматривалась только единожды и по факту «увеличилась» со $152 (1218 грн) до $57 (1378 грн). Минимальная пенсия «взметнулась» с $118,6 (949 гpн) до $45 (1074 гpн). «Реформы» новой власти принесли народу тотальное обнищание и баснословные долги, которые придется отдавать на протяжении нескольких десятилетий не одному поколению украинцев.
Виной всему не только вопиющая некомпетентность «постмайданной команды», но и необузданная, с каждым месяцем набирающая обороты коррупция на всех уровнях. Именно нежелание людей мириться с коррумпированностью государственного аппарата было одним из основных побудительных мотивов для протестных акций двухлетней давности. И именно лозунг об искоренения этого зла стал одним из главных «проводников» еврореформаторов во власть.
Однако спустя два года приходится с горечью признать: нелегальные схемы обогащения продолжают успешно функционировать. Старые схемы времен «злочинного режиму Януковича» теперь работают на так называемый демократический «режим камикадзе». Сменились только выгодоприобретатели и «смотрящие», да еще увеличились масштабы разворовывания страны. «От 500 млрд грн до 690 млрд грн ежегодно незаконно изымаются из национальной экономики, «крутятся» нелегально, разворовываются... Это равно всему бюджету государства вместе с Пенсионным фондом и чуть меньше трети ВВП Украины» - такие цифры приводит в своей статье экс-министр экономики Владимир Лановой. По его оценкам, за последние два года возросла интенсивность вывоза награбленного за границу: если во времена Януковича вывозилось около 40% украденных у государства денег, или 200−275 млрд грн ежегодно, то при нынешней власти их объем увеличился до 60−70%.
Обещания «майданных лидеров», что после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в Украине начнут действовать европейские демократические стандарты, так и остались всего лишь обещаниями. В постмайданной Украине, при «демократической проевропейской» власти, впервые за много лет вновь появился узник совести - журналист Руслан Коцаба. Методы диктаторского режима Януковича были взяты на вооружение новыми обитателями политического олимпа в борьбе с инакомыслием и удушением свободы слова. А по части нарушений прав человека евроинтеграторы даже превзошли своих предшественников. Политика, проводимая в отношении нескольких миллионов граждан Юго-Востока Украины, привела к поражению в правах жителей региона. Лишение жителей Донбасса гражданских, социальных и политических прав означает, что Украина фактически отступила от обязательств, определенных Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод. Однако самый сокрушительный удар евроинтеграторы нанесли по единству страны. Выбор, сделанный официальным Киевом 21 марта 2014 года - подписание политической части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, - расколол некогда единую страну, единый народ. Поскольку решение о выборе вектора интеграции принималось политиками и чиновниками в высоких кабинетах, а не гражданами страны на всеукраинском референдуме, курс на евроинтеграцию не поддержали жители Юго-Востока Украины. Кризис на Донбассе ― это следствие евроинтеграционной истерии Киева.
Я убежден, что политический кризис, который сегодня переживает Украина, спровоцирован существующими противоречиями между реальной политикой, вызревшей и сформировавшейся в обществе, и официальной, навязанной обществу центральной властью. И решить его не представляется возможным до тех пор, пока «народная» власть не научится слушать и слышать голос своего народа. Вопросы о векторе интеграции, форме правления, принятии изменений в Конституцию должны решаться на всеукраинском референдуме - это основа основ любой демократии, которая позволяет обществу развиваться эволюционным, а не революционным путем - без майданов, без переворотов и потрясений. Однако постмайданное руководство страны не только не провело ни одного референдума, но даже не приняло соответствующие законы. Конституционная норма, которая определила народ как основной источник власти, спустя почти два года после «победы евромайдана» так и остается декларативной. Этому есть только одно объяснение: власть панически боится предоставить народу право принимать решения по стратегически важным для страны вопросам.
Два года назад общество, в котором созрел запрос на новую государственную политику, ценой серьезных социальных потрясений и человеческих жертв добилось отставки старой власти, исповедующей неприемлемые для народа принципы организации жизни в стране. Но пришедшие ей на смену новые правители, нарядившись в тогу реформаторов и борцов с коррупцией, на деле оказались популистами и коррупционерами, стремящимися заполучить всю полноту власти. Они цинично использовали граждан своей страны в качестве массовки в грандиозном действе по смене власти. А затем хладнокровно растоптали надежды и чаяния людей, стремившихся жить в свободной, мирной и стабильной стране.
Спустя два года после начала евромайдана мы пожинаем его плоды: вместо достоинства и свободы - нищета и бесправие.
Виктор Медведчук,
экономика и политика,
нищета,
последствия евромайдана,
«правительство камикадзе»