Nov 05, 2022 19:32
Почему-то считается, что совестливые люди <обычно / всегда> проигрывают спор с бессовестными людьми. Это не так! Мы все, и совестливые и несовестливые, продолжаем оставаться биологическими особями. А основное свойство биологических особей -- адаптация.
Совесть -- это механизм адаптации. Всё в нас -- адаптация («потому что»). Мы приходим в этот мир с определёнными предустановками, но затем проживаем свою собственную жизнь, прилаживаемся к окружающим обстоятельствам, не только к содержанию кислорода в окружающем воздухе, не только к гравитации, не только к влажности воздуха, температурным перепадам в течение года, определённой пище, определённой кухне, окружающим инфекциям, -- но и к окружающим нас соседским детям, к школьной действительности, к дворовой шпане, к установкам классных руководителей, завучей, -- и далее, далее... Кто-то адаптируется в модели «отличника», кто-то - в модели «троечника»…
Моя совесть -- это часть моей адаптации. Меня «ей» обучали, я эту модель поведения перенимал от своих родных и близких, я принял её как свою неотъемлемую часть. Я не родился «совестливым и честным», потому что родители мои «совестливые и честные». -- Эту технологию родители, их друзья, с которыми я общался, другие мои родственники мне передавали в процессе воспитания, а в процессе освоения (а колбасило меня, как положено) и дальнейшего применения мне она показалась эффективной, но понятно, эта эффективность не абсолютна, и в других условиях Бог весть кем бы я стал, в других условиях я бы применял другие модели поведения, подсмотренные у своих друзей, которые были бы мне во благо / полезны. Если бы «совестливость» была единственной и последней моей защитой -- плохи были бы мои дела.
Но был / есть Я, со своей программой жизни (к этой теме важно будет вернуться), со своей энергией, которую мне нужно было актуализировать («претворить в жизнь»). Я желал, чтобы «мне не мешали идти своей дорогой», а что при этом я использовал в качестве инструментов -- зависело от обстоятельств. Потому люди так опасны, что они очень пластичны. Это их / наше видовое свойство. И всегда не ясно, чего от них / нас ожидать.
...Мир жесток, мир неласков -- это личные впечатления отдельных индивидов. Мир «дан нам в ощущениях», это условие нашей жизни. Наша задача -- адаптироваться. У нас не получается? С чего бы? Это чьи проблемы?
...Глупо взывать к совести откровенных сволочей. К ней никто и не взывает. Но и отношение к ним -- как к тварям бессовестным.
Чикатило и Михасевич -- это две темы в период моего подросткового развития. Дело Михасевича (в Витебске) вообще проходило перед моими детскими глазами. И вот адаптация общества к Михасевичу -- тоже наша история. Никто в обществе не спорил с Михасевичем, его просто исключали из сапиенсов.
(Правда, урок дела Михасевича -- не в маньяке. Общество получило представление о советском правосудии, по «Витебскому делу» за преступления Михасевича были осуждены невинные, кто-то даже расстрелян, но прививка оказалась недостаточна, потому что тема сохранения смертной казни по-прежнему на слуху.
Отказ от смертной казни -- не идеальное решение, соответственно, это не вопрос принципа, хотя на 75 % выглядит именно так...)
...Наша совесть -- это наше свойство, наша адаптация. И своей «совестливостью» я обращаюсь к себе подобным, говорю с равными. Это сродни «благородству»: принадлежность к благородному сословию стоила дорого, но и давала преимущество перед «подлым людом».
Мир XXI века -- новые вызовы, новая адаптация. Люди прошлой эпохи тянут нас назад, навязывают нам темы и стереотипы поведения прошлых эпох, темы собственных детских и не очень детских страхов. На это можно купиться, этому можно не поддаваться... Есть люди нового века, с другими стереотипами поведения. Кто получит выигрыш в процессе исторического спора -- увидим. Совесть мне видится перспективной технологией стереотипа поведения. Но всё условно -- зависит от условий.
...Все-таки мы животные, даже если выше большинства животных по эволюционной лестнице. Наши отличия значительны, но редко принципиальны.
Я подумаю о принципиальных различиях. Но история таких различий настолько коротка (максимум тысячелетие--другое), что вряд ли это имеет эволюционное значение.
...поэтому...
Философия