Калькутта - как Питер, только в Индии

Apr 02, 2012 21:16

По-английски города-побратимы называются twin cities - города-близнецы. Если вдуматься, то в отличие от русскоязычного термина, это больше про то, что города похожи, а не про то, что их жители (а точнее муниципальные чиновники) по какой-то причине между собой дружат.
Среди индийских городов официальным побратимом Санкт-Петербурга считается Бомбей - и совершенно напрасно. Я не в курсе, каковыми в свое время были взаимоотношения Ленинградского горкома и Бомбейского муниципального совета, но гораздо отчетливее черты Северной Пальмиры просматриваются в третьем по значимости индийском мегаполисе - Калькутте.



Оба города имеют похожую историю - по сути историю Европы в Азии. Именно таковой была концепция Петра и именно Калькутта была первым английским форпостом в Индии.
Оба города - практически в одно время (начало 18 века) - стали европейскими столицами неевропейских стран.
Также синхронно - с разницей в 7 лет - они ими быть перестали: и там и здесь, для собственного спокойствия, власти решили переехать в древние столицы - Москву и Дели соответственно.







Дальнейшая судьба была схожа: перейдя в категорию "бывших" и Питер и Калькутта начали ветшать и приобрели несколько обреченный вид - как все места или люди, видавшие в свое время лучшую жизнь. При этом, до сих пор, не будучи ни политическими и финансовыми центрами, оба города умудряются считаться "культурными столицами" своих стран.
Например, как мне показалось, в Калькутте - самая высокая в Индии концетрация книжных магазинов (хотя Индию, в целом, читающей страной не назовешь). В Калькутте много музеев, в их числе, самый известный - Индийский музей. Но главное в этом плане, конечно, не музеи, а горожане.
В Калькутте, впервые за долгое путешествие по Индии, мое ухо смогло отдохнуть: мало того, что каждый встречный говорит по-английски, так и делает он это как будто бы не принадлежит к народу Шивы: ни этого притерного смягчения согласных и распева гласных, ни идиотского раскачивания головой, которое делает индусов похожими на заводных болванчиков. А если уже начать говорить с калькуттцами на отвлеченные темы - то о ком они тебе расскажут? О болливудском актере? Об игроке крикета? Нет - они расскажут, как прекрасны стихи Рабиндранада Тагора, если их читать на бенгальском.

Еще Калькутта очень трогательно хранит в себе приметы ушедшей колониальной эпохи. И если Питер сохранил только архитектурное наполнение, то в Калькутте - все куда серьезнее.
По запруженным центральным улицам лавируют рикши - причем, не как в остальной Индии - на мотоцикле или велосипеде - нет, настоящий рикша-пешеход зарабатывает себе на хлеб сутулой спиной и жилистыми ногами. В Калькутте сохранился единственный в Индии трамвай и первый метрополитен - и тот и другой были дарованы городу англичанами. Что интересно, с уходом англичан, не было построено ни одной станции метро, равно как на линию не вышел ни один новый трамвай.





Ночью Калькутта не вымирает, и обшарпанные фасады обнаруживают в своем нутре ночные клубы - наверное, дело все в той же культуре, но Калькутта показалась мне единственным местом Индии, о горожанах которого можно сказать, что они тусуются - я не говорю о бентли и мазератти, загадочно поворачивающих в аллеи зарешеченных территорий гольф-клубов Бомбея и Дели - потому что огромные индусы в черных костюмах сразу же закрывают калитку, и мне сложно сказать, чем там занимаются внутри. Я говорю о ярко выглядящей молодежи обоих полов, отрывающейся как в клубах центральной улицы, так и высыпающих на улицу, где ночной рикша им тут же предлагает услугу "трезвый водитель".



Часто в Питере кажется, что ты как бы уже и не в России. Также и в Калькутте почему-то показалось, что, несмотря на чумазость окружающих лиц, ты оказался где-то за пределами Индии.
Наверное, именно эта главная черта - какой-то особенности и непохожести на всю остальную страну и делают Питер с Калькуттой twin cities - своими среди чужих, чужими среди своих.

Индия

Previous post Next post
Up