uve

Ракоци_17. Письмо королю

Mar 09, 2014 20:52

Выписки из гл. 10
Перевод с венгерского Balla Olga
yettergjart

При дворе Ракоци бывало множество императорских солдат. Он знал, что среди них попадаются тайные доверенные Вены, которые доносят о каждом его шаге, но именно затем, чтобы рассеять эти подозрения, он не сторонился их общества. Среди его гостей своей образованностью и начитанностью выделялся капитан Лонгеваль, служивший в баденском пехотном полку, который стоял в окрестностях Шарошпатака.




Ракоци привязался к этому человеку, опытному, с живым интересом ко всему и обширными знаниями, который очень отличался от других императорских офицеров. Он с удовольствием разговаривал с ним, доверял ему, и когда полк Лонгеваля передислоцировали в окрестности крепости Арва, двор Ракоци продолжал оставаться для этого императорского капитана открытым. Лонгеваль был обедневшим дворянином французского происхождения. По сведениям, имевшимся у Ракоци, он происходил из Люттиха (сегодняшнего Льежа), другие считали, что он из Лотарингии. Вначале он служил у французов, потом перешёл к Габсбургам. Воевал против французов и турок. Его бурное прошлое давало основание для множества подозрений, но Ракоци ему доверял (выделено мной - uve). Когда Лонгеваль, выйдя в отставку, готовился посетить свою семью, жившую в Люттихе, он предложил князю свою службу - а тот, в свою очередь, усмотрел в этом шанс установить связь с французским королём Луи XIV.

Летом 1700 года Ракоци, из-за плохого самочувствия его жены, вынужден был поехать в Вену, а затем должен был там надолго задержаться в связи с рождением своего второго сына, Йожефа. Берченьи по своим служебным делам тоже находился в Вене. Примерно в середине октября он, вместе с направлявшимся в Люттих Лонгевалем, посетил Ракоци в его дворце на улице Химмельпфорт. Ракоци не стал больше откладывать дело. Он сообщил свои мысли Лонгевалю, тот написал по-французски - Ракоци не слишком полагался на своё знание языка - письма от Ракоци к французскому королю, князь переписал их собственной рукой и поставил под ними свою подпись. Он писал Луи XIV-му коротко и от имени своей страны...

Там говорилось, что венгры намерены поднять восстание, но нуждаются в деньгах и в поддержке иностранных войск. Лонгеваль должен был убедить короля в том, что венгерское восстание будет для Франции очень выгодным, познакомить его с состоянием крепостей и «честно и искренне» описать ему общее настроение в стране.

Всё это произошло 1 ноября 1700 года, поздним вечером. В тот же день перед властными устремлениями европейских монархов открылся шлюз: умер испанский король. Неделю спустя, 8 ноября, Лонгеваль отправился в Париж.

После отъезда Лонгеваля недолго оставался в императорском городе и Ракоци; оставив своего трёхмесячного сына на попечении заслуживающей доверие няньки, он отправился в имения своей жены. Путешествие поздней осенью не было для него трудно, он не чувствовал неудобств, связанных с плаванием на корабле - он смотрел в будущее уверенно. Ему и в голову не приходило, что он оставил сына навсегда, и что дни его свободы сочтены...

Лонгеваль 18 декабря приехал в Париж, но к королю его не пустили. Таким образом, вместо письма Людовика XIV-го он привёз в конце января в Венгрию всего лишь ответ военного министра Барбезье - вежливый, но по существу бессодержательный. Тем не менее, устное сообщение Лонгеваля пробудило в князе некоторую надежду. Капитан отчитался о том, что, по словам Барбезье, французский король принял письмо Ракоци благосклонно, но он не может вести переговоры с ним как с частным лицом. Пусть, сказал он, Ракоци пришлёт ему доверенность от имени трёх сословий с подписями главных людей Венгрии, и в таком случае он готов предоставить их планам материальную поддержку. ...

Ракоци счёл всё это благоприятным ответом, и, поскольку Барбезье в начале января умер, послал ответ прямо Людовику XIV-му. Посылать такую доверенность, писал он, пока не время, но он во всяком случае благодарит короля за благорасположение и уверяет его в преданности венгров. Это письмо он написал 11-го февраля, и Лонгеваль немедленно отправился с ним в путь - как полагал Ракоци, в Париж.

Предыдущие записи

Ракоци_1 http://uve.livejournal.com/83234.html
Ракоци_2 http://uve.livejournal.com/84409.html
Ракоци_3 http://uve.livejournal.com/tag/Ракоци
Ракоци_4 http://uve.livejournal.com/96088.html
Ракоци_5 http://uve.livejournal.com/119246.html
Ракоци_6 http://uve.livejournal.com/119330.html
Ракоци_7 http://uve.livejournal.com/142235.html
Ракоци_8 http://uve.livejournal.com/142471.html
Ракоци_9 http://uve.livejournal.com/146553.html
Ракоци_10 http://uve.livejournal.com/146727.html
Ракоци_11 http://uve.livejournal.com/150154.html
Ракоци_12 http://uve.livejournal.com/150439.html
Ракоци_13 http://uve.livejournal.com/150743.html
Ракоци_14 http://uve.livejournal.com/164558.html
Ракоци_15 http://uve.livejournal.com/164635.html
Ракоци_16 http://uve.livejournal.com/165083.html

история Венгрии, история, Ракоци

Previous post Next post
Up