В заголовок вынесен эпиграф
к одной из глав книги "Ференц Ракоци II".
«ТЕПЕРЬ НЕ ВАМ КОМАНДОВАТЬ, ИБО ВЫ - В ВЕЛИКОМ РАБСТВЕ,
КАКУЮ МУЗЫКУ ВАМ ИГРАЮТ, ТАК И ТАНЦУЙТЕ. ВАША ПРЕКРАСНАЯ СТРАНА ОТОШЛА
К ЧУЖОМУ ПЛЕМЕНИ, ОТНЯЛИ У ВАС ЗОЛОТУЮ СВОБОДУ.
О, БЕДНЫЕ ВЕНГРЫ…»
Слова, столь созвучные времени.
История повторяется.
Итак, Ракоци_15
Выписки из 10-й главы.
Перевод Balla Olga
yettergjart На рубеже столетий внимание всех европейских монархов было приковано к Испании... Вопрос испанского престолонаследия имел огромное историческое значение.
Так чувствовали и венгерские политические группировки крупной и средней аристократии. Интересы аристократов оказались чрезвычайно ущемлены властью государства Габсбургов, которая установилась после изгнания турок... Бури минувших десятилетий сломили жителей аристократических курий, разобщили их, запугали горькими примерами тюремного заключения и отнятия имений. В основном они роптали на несчастья страны между собой, в узких дружеских или родственных кругах. ...новыми порядками были недовольны даже старые, испытанные, закалённые в своей верности императору семьи.
Тем интереснее тот факт, что у аристократического общества, в этом его распавшемся состоянии, всё-таки была небольшая группа, которая видела возможность улучшить положение Венгрии благодаря противоречиям между Бурбонами и Габсбургами, обострившимся ввиду соперничества за испанский трон.
Эта группа сформировалась вокруг Ракоци на протяжении 1697-1700 годов.
Сейчас, думали они, как раз благоприятный случай для того, чтобы Венгрия нашла себе друзей и помощников своему делу в лице врагов дома Габсбургов, в первую очередь - в лице французского короля.
фото отсюда
http://hu.wikipedia.org/wiki/Fájl:Louis14-1.jpgВсе они уважали Ракоци как политически весомую личность. Как потомок трансильванских князей, он имел значение в масштабах всей страны: трансильванское государство со своими международными договорами и возможностями стояло за ним даже при том, что к тому времени княжеский трон был занят уже другим. В то время каждый, занимавшийся политикой в Венгрии, знал, что Луи XIV в договоре обязался помогать не только Дьёрдю I Ракоци, но и его потомкам. Ференц же II Ракоци состоял в родстве не только с немецкими князьями, выпадавшими из-под императорской власти, - родственные узы связывали его и с французским королём.