Про эмоциональную потерю перспективы

Oct 27, 2015 17:17

Добрый вечер.
Продолжаем в старой моей традиции неспешных текстиков о том о сем, о чем в голову вечерний воздух положит, под кружку чая.
Ну вот сегодня вот что положил.

Есть у меня друг давний, ранее многократно упоминавшийся в разных моих журнальчиках. Дима Волосович.
Чаще, реже, ближе, дальше, но худо-бедно, так или иначе, лет 25 уже, пожалуй, общаемся. Так-то можно уже и сказать, что с детства друзья. Ну и вот однажды, помню, сижу у него на кухоньке, все разговоры поговорили, какие только интересны были, о делах наших скорбных и о проблемах наших вечных, чай хлебаем. Ну и тут попалась мне в руки газетка, стал листать.
Ну и смотрю - занимательная какая история в криминальной хронике местной.
Зачитываю ее вслух Диме.

А там, значит, бабушка древняя приобрела себе козу. Оно пожилому человеку часто надо хоть какая-то душа живая рядом. Мычит, радуется тебе - и слава богу, все не одиноко.
Ну и вот холила, лелеяла, значит, бабушка козу. И вот однажды полезла по лестнице за сеном для козочки, на сеновал.
А коза эта дура разрезвилась в этот момент и столкнула лестницу. Вместе с бабушкой.
Старушка с верхотуры навернулась, ушиб всей бабушки, перелом бедра, и от этого вскорости и померла.

Зачитал я это дело Диме. А товарищ мой - вдумчивый капец. Причем - очень нестандартно вдумчивый. Иногда с такой неожиданной стороны на вещи посмотрит, что только рот раскрыть.
Вот и тогда говорит: "А бабушка-то себе - смерть купила!".

Ну и оно как-то так, да. Мы просто часто не видим вещи в перспективе, видим только то, что перед нашим носом прямо.
А если в перспективе посмотреть, то часто так и бывает. Делает человек себе вроде бы радость, а в итоге выходит у него печалька. А то и печаль. А он и не подозревает в тот момент...

Я, знаете, в свое время много интересовался теориями одаренности. Ну, это так величаво называется психологически, "одаренности", а по сути - просто: кто смекалист от природы, а кто дурачок.
Интересно мне было, в чем тут суть, как это все дело крутится - читал, сопоставлял, думал, что да как.
И в конце концов больше всего мне понравилась одна из теорий, согласно которой одаренный человек отличается от неодаренного как раз вот попросту количеством шагов, на которые он вперед смотрит.
У умного человека видение перспективы, а глупый который - у него текущий момент перед носом, да и все. А что там впереди - да хоть потоп!
Только потоп ему потом обычно уже не нравится, но это уже так, издержки производства, угу.

Хорошим примером, кстати, являются наркоманы. Эти вообще живут от дозы до дозы, переспектива полгода вперед у них отсутствует.

А особенно этому делу - ну, временно поглупеть, - помогает если человек разволнуется.
Тут любая девочка без наук скажет, что когда эмоция хорошенько пойдет - мозги напрочь отшибает.
Но сие есть и медицинский факт.
Причем какого рода: когда эмоция в меру - она как раз очень даже полезна. А вот когда перебор, когда не в меру, когда чересчур - вот тогда и идет развал всего, всей думалки.

И человек уже наперед ни разу не смотрит.
И тут вот любопытно, что - он же в детство впадает.
То есть у него ж, у разволновавшегося, мозги в голове не рассасываются, они там продолжают быть.
Только вот, очевидно, их функционирование меняется.
Каким образом?
А человек регрессирует. И в общем, на самом деле буквально впадает в детство.
Начинает думать как маленький ребенок.

А как думает маленький ребенок? А я вам расскажу!

Вот: мышление ребенка, в противоположность мышлению зрелого ума (не обязательно взрослого, именно зрелого - не все те, у кого мешок лет за плечами, умнеют) - одномерно и глобально. Тогда как у зрелого человека мышление многомерно. То есть "Я - дурак!" в противоположность "Я, может, в приготовлении фуа-гра и дурак, но зато вот в приготовлении пельменей - вообще эксперт! И кстати если захочу, то послезавтра и в приготовлении фуа-гра малость руку набью!".

Ребенок думает абсолютами и моралистично, в противоположность зрелому уму, который думает относительностями и не осуждающе. То есть "Я хреновый повар" в противоположность "Я умею готовить меньше блюд, чем некоторые мои знакомые".

Ребенок думает инвариантно: "Я никогда не умел готовить фуа-гра. И никогда не научусь". Зрелое: "Да уж как-нибудь, если вдруг что-нибудь, мало ли".

Ребенок ставит диагнозы личности. Человек поглупее описывает личность. "Я бестолковый и безнадежный, вот поэтому и не умею и не научусь". Поумнее который поведение свое описывает: "Че-то я как-то и не взялся ни разу за изучение процесса приготовления сего диковинного блюда".
Ну и так далее, весь спектр отличий описывать не стану.

Ну и вот как оно получается-то?
Разволнуется человек, снесет ему мозги - впадет в детство, сконцентрируется на чем-то одном, вместо того чтоб увидеть картину целиком, нюансы и градации вопроса потеряет, в черно-белое видение погрузится, осудит это дело негодующе, даигнозы всем порасставит, альтернативные варианты гневно отметет, и бузит.
И перспективу теряет. Абсолютно не заботится о том, что будет послезавтра.

И в результате бабушка себе не козу, а смерть покупает. Или какую другую неприятность.

Вот такая вот история под вечернюю кружку чая. Доброго всем здоровья!

Психология отношений, Простая психология, the best, Психология здоровья, Психотерапия

Previous post Next post
Up