Oct 15, 2015 20:23
Человек, не касавшийся этой темы основательно, чаще всего если и имеет какое-то мнение о том, почему когнитивная психотерапия называется "когнитивной", то заключается оно в том, что когнитивная психотерапия занимается мыслями человека. Cogito ergo sum, мыслю, следовательно, существую, валяется в голове у многих, кто ходил в школу в те времена, когда она еще была школой - ну и соответственно.
Но это мнение - оно, в общем-то, ошибочное.
А почему - я сейчас расскажу. Насколько это возможно, вкратце.
Научная психология началась, если мне не изменяет память, в 1879 году, в Лейпциге.
Один немецкий герр разволновался там в это время, и сказал, мол, да надоели вы все с этими своими философиями и литературами! Давайте уже как приличные люди нашего времени заниматься наукой, а не болтовней!
И основал первую лабораторию экспериментальной психологии.
И даже планчик составил обстоятельный, как соорудить из психологии науку.
Время показало, что герр Вильгельм намерения-то имел - самое то! А вот с вопросом "как сделать" - вот это вот он сообразил не очень хорошо. Наука-то, может, и получалась - дело, в общем-то, не самое хитрое. Вот только человека на выходе из этой науки, изучающей человека, как-то все не получалось.
Ну и вполне быстренько, то есть уже к к началу ХХ века, психология впала в полноценный кризис. То есть с тем, что наука - это классно, соглашались все. Но вот только никто не мог сообразить, как же все-таки эту науку делать.
Но - думали ж люди, чего же им не думать. Искали выход.
Ну и пошли по разным направлениям. И в принципе можно сказать, что базовых таких направлений сформировалось два, одно - европейское, второе - американское.
Вечно вольнодумствующие, ветреные, элегантные европейцы всегда любили пофилософствовать, философстнуть, так сказать, и поэтому, пока с наукой не прояснится, махнули на эту науку рукой и увлеклись клиницизмом. В Европе настало время клиницистов, то есть врачей. Которые отталкиваются от своей врачебной практики и из нее уже выводят какие-то теории.
В данном случае это был Фрейд. Он выводил лихие, на себя самое замыкающиеся теории из своей врачебной практики, подпирал эти теории физикой, химией, и прочим, что под руку подвернется. Вольнодумствовал, чегеварствовал, рубил бабло и в ус не дул, обрастая последователями. Гусар такой психологический, если так подумать.
Американцы же, куда более практичная нация, жить не могут без того, чтоб приложить куда-нибудь линеечку и чего-нибудь да измерить. А так как - смотрите выше - идей о том, как прикладывать линеечку, и куда ее прикладывать, пока не наблюдалось в социуме, то поступили американцы в определенном смысле гениально, искренне и просто: коль скоро мы не знаем, как и чего можно померять внутри человека - ну так и не будем мерять! Внутри не будем. Но будем мерять снаружи: то, что есть на входе в этот черный ящик под названием "человек", то есть стимул из окружающей среды. И то, что есть на выходе. То есть реакция на стимул. А там уже, глядишь, может быть, как-нибудь и догадаемся уже, что там, внутри головы. Смоделируем.
Эта идея была сформулирована Джоном Уотсоном в 1913 году, в так называемом "Манифесте бихевиориста", и с той поры Америка прочно и массово встала на эти рэльсы.
Еще была и третья могучая ветвь - советская марксистко-ленинская психология. Но марксистско-ленинское никто не одобрял, ибо это было инопланетно, да и проблем можно было за сочувствие, посему советские психологи варились в своем соку, а мировая психология развивалась сама себе. Что, кстати, и вполне себе зря, потому что на марксистко-ленинской основе советские психологи умудрялись выдуривать совершенно восхитительные вещи! И до сегодняшнего дня многие работы советских психологов годов эдак 50-ых все еще впереди планеты всей.
Ну да хорошо это или плохо, а вот так вот сложилось.
Поэтому, говоря о мировой психологии, мы забудем про советские работы.
Ну и какое-то время, несколько десятилетий, европейцы плевались в американцев, американцы глумливо посмеивались на европейцами - в общем, все как-то так или иначе при деле были.
Но где-то к началу 50-ых годов прошлого века все это пришло в очередной тупик. Стало понятно, что неправы и те, и другие. Легендарный и авторитетный Айзенк разразился серией напористых работ, плотно бичующих психоанализ, в которых увлеченно и очень обстоятельно вскрывал, что все психоаналитики люди сплошь бесполезные, и даже бросался фразами о том, что не было никогда в мире психолога, который бы принес больший вред психологии, чем Фрейд. А плоды разнообразных трудов бихевиористов, даже по их собственному мнению зачастую, напоминали "выжженную пустыню бихевиоризма", как удачно выразился один из современных авторов. По которой уныло бродили сомнамбулические продукты попыток скрещения человека и лабораторной крысы.
Ну и в общем, все опять приуныли. И тут - опаньки! - 11 сентября 1956 года в знаменитом Массачусетском технологическом удачно собрались чайку попить несколько уважаемых людей, от Ноама Хомского до Джорджа Миллера. Официально они назывались Специальной Группой Института Электрической и Электронной Инженерии, занимавшейся теорией информации.
Ну и вот попили они чайку, и придумали когнитивную психологию. Так что датой ее рождения считается вот это самое 11 сентября 1956 года, да.
Красота была в чем? Они, в отличие от бихевиористов, добрались до внутренностей головы, так как порешали там на этом семинаре, что человек подобен компьютеру, ибо как и компьютер, обрабатывает информацию.
И в отличие от клиницистов, поставили это дело на научные рэльсы, ибо воспользовались идеями кибернетики, инженерии и всяких подобных строгих дел.
Ну и психологи всего мира вцепились в это как в шанс, ибо такой подход неожиданно принес массу разнообразных и очень существенных профитов - разрешил ряд фундаментальных проблем, над решением которых психологи бились десятилетиями, да так и не получалось с ними что-то придумать. Сии проблемы весьма мощные в своей сложности, поэтому я их здесь живописать не буду, а соответственно, и полученные профиты. Можете поэтому просто поверить на слово.
Ну и вот в чем тут главное-то для нас?
Оно, главное, в том, что когниция (а равно и, соответственно, когнитивное) здесь НЕ обозначает только лишь мысль (как, я отмечал выше, многие думают). Когнитивная психология - она о том, как человек обрабатывает информацию. А мысль, и тем более уж сознательная мысль - это далеко не единственный, и даже не главный способ, с помощью которого человек обрабатывает информацию. Соответственно, когниций много, и они разные. Образы, которые рисует в голове человек - это тоже обработка информации. Эмоция - это тоже обработка информации. Поведение человека - это тоже информационный процесс... Куча информационных процессов происходит вообще без участия сознания человека...
И, в общем, очевидно: когнитивная психология - она обо всем человеке, целиком и полностью. Со всеми его потрохами.
Просто в ней рассматривается человек именно с определенной, специфической точки зрения - с точки зрения того, как через человека проходит информация.
А так-то - оно и про мысли, и про чувства, и про тело, и про волю, и про все остальное, да.
Вооот. Ну а теперь, после этой матчасти - к вопросу, обозначенному в заголовке. То есть к сабжу.
В тех же 50-ых годах прошлого века основатель когнитивной психотерапии, Аарон Бек, утруждал себя на почве психологической помощи ближнему своему.
Имел он, естественно, психоаналитическое образование, и работать пытался с помощью психоаналитического метода - ну, ибо в то время другого, считай, ничего и не было-то. В то время слова "психотерапия" и "психоанализ" были, по большому счету, тождественны.
Ну и был, как и многие, недоволен: ибо все, конечно, классно - одно "но": не очень-то помогает. А то и вредит даже иногда.
Ну и пробовал то так, то эдак подправить подход - пока в один прекрасный момент его не осенило в результате наблюдений за пациентами на сессии (какие именно наблюдения он там осуществил, для данного рассказа неважно, да и попросту долго описывать): люди, имеющие психологические проблемы, выразимся так, предвзято смотрят на жизнь - на себя самое, на людей, на перспективы.
Мысль-то об этой предвзятости была не новой.
Но вот именно акцент в этой идее он ставил новый.
Бек наш Аарон упирал на то, что люди систематически искажают проходящую через них информацию. Разными способами, первоначально было выделено 6 таких способов, на сегодняшний день его дочь, Джудит Бек, авторитетный по этой части человек, указывает большее количество.
Но речь идет так или иначе именно о систематических ошибках в процессе обработке информации, на разных этапах этого процесса, в результате чего люди видят происходящее как сквозь кривые очки - не так, как оно есть на самом деле. Что и порождает у них психологические проблемы, ибо эти их привычки мешают этим самым людям жить, получать удовольствие от своей жизни. Сие есть существенно важно, к слову: именно дисфункциональность определяет проблему. То бишь все мы так или иначе искаженно воспринимаем реальность, но многим из нас это жить не мешает, не критичны искажения, а некоторым - мешает. Вот с этим мешающим и работают.
Ну а коль скоро примерно в то же время и зарождалась и начинала процветать когнитивная психология, в которой ставка делалась как раз на это самое изучение процессов обработки информации человеком, которым и занимался господин Бек, то психотерапия, изобретаемая Беком, и стала называться "когнитивной".
Ну вот как-то так оно получилось. А мысли - еще раз - тем более сознательные, есть не более чем один из способов обработки информации, имеющихся у человека. Просто через них проще всего добраться до искажений, ибо думать людям свойственно и привычно (хотя и не всем, не премину отметить). Потому в эту сторону, через сознательное мышление, обычно и работают.
Доброго здоровья всем :)
Простая психология,
the best,
Психотерапия