В австрийской политике накал страстей - завтра первый тур
президентских выборов (практически нет сомнений в том, что будет и второй).
Кандидатов шесть. Правящие партии - социал-демократическая и "народная" (консервативная) - выставили кандидатами пожилых не особенно выдающихся партийных функционеров (их фамилии, соответственно, Хундсторфер и Коль). Партия зелёных своего кандидата официально не выставляла, но поддерживает своего бывшего лидера, 72-летнего профессора экономики Александра Ван дер Беллена (о котором я писал
тут). В право-радикальной националистической "Партии Свободы" (FPÖ) долго решали, кого выставить кандидатом: лидер партии Штрахе в президенты не хочет, т. к. он надеется на следующих парламентских выборах (которые "по расписанию" должны быть осенью 2018 года) стать канцлером. В конце концов выставили относительно молодого (45 лет) политика по имени Норберт Хофер. Кроме этого, есть кандидат-женщина - 69-летняя юрист по имени Ирмгард Грис. И, наконец, бывший строительный подрядчик и "общественная фигура" Рихард Лугнер (о котором я писал
тут), к которому в качестве кандидата в президенты никто всерьёз не относится (его даже не пригласили на телевизионные теледебаты-"дуэли"), но многие рады, что его участие вносит разнообразие в предвыборную кампанию.
В предвыборных плакатах большинство кандидатов "держатся" за какое-то своё основное качество или catch-word, которое они или политические обозреватели считают их сильной стороной. У социал-демократа Хундсторфера это социальная ангажированность. У консерватора Коля - политический опыт. У независимой Грис - сам факт её независимости: как только её сталкивают с Ван дер Белленом, она начинает его упрекать в том, что он не настоящий независимый кандидат, за ним фактически стоит партия зелёных, а вот она-то по-настоящему независимая.
Как и подобает кандидату от FPÖ, Хофер часто упоминает "австрийские ценности и традиции", призывает к "усилению армии", выражает "EU-скепсис" (есть в националистических кругах такая идея, что, будучи членом Евросоюза, Австрия теряет своё identity) и высказывается против евро (тут идея такая: евро - это механизм, с помощью которого Евросоюз перекладывает на Австрию чужие долги). Разумеется, он также нагнетает атмосферу на тему беженцев. Основное слово в его кампании - "Родина" (Heimat), причём явно в смысле "Родина с больший буквы Р". Лозунги на его плакатах - "Твоя Родина нуждается в тебе сейчас", "Это ещё никогда не было так важно" (в общем, по-нашему - "отечество в опасности"), и ещё "Flagge zeigen", буквально "показать флаг" - звучит по-русски очень дурацки, имеется в виду что-то вроде "проявить своё национальное самосознание" [update: в комментариях знатоки поправляют-уточняют].
Неожиданным (для политических обозревателей) образом, Ван дер Беллен тоже в своей кампании стал активно использовать слово "родина". Причём он явно противопоставляет то, как он использует это слово, тому, как его используют националистические круги, и прямо говорит, что это безобразие, что такое в принципе хорошее понятие в существенной мере монополизировано пропагандой определённого толка. У него нет чётких острых лозунгов, он в основном высказывается в духе "Посмотрите, какая у нас прекрасная страна. Давайте жить дружно все будем жить в гармонии и согласии, и тем самым сделаем её ещё лучше".
Вообще же он, кажется, очень клёвый дядька. Если бы я имел право голосовать, я бы проголосовал за него с удовольствием. А так, чтобы сделать хоть что-нибудь конструктивное, я создал
статью о нём в русской википедии - естественно, в основном переведя немецкую статью. Мог так не трудиться: буквально в те же дни российские журналисты "заметили", что ведущий кандидат в президенты Австрии - потомок русских дворян, и написали о нём несколько газетных заметок, тоже в основном переведя статью из немецкой википедии, только ещё более качественно, чем я.
Вот, пожалуй, самая интересная статья о нём на русском языке - правда, как раз эта переведена из немецкой газеты Die Zeit.
Самый острый момент его кампании - то, что он давно заявил, что, какими бы ни были результаты парламентских выборов 2018 года, он не назначит канцлером кандидата от FPÖ (т.е., при нормальном ходе событий, Штрахе). А то, что FPÖ победит на тех выборах, представляется чем-то вполне реалистичным: все последние опросы "если бы парламентские выборы были сегодня" показывают, что FPÖ набрала бы больше 30%, оставив позади и социалистов, и консерваторов. Поэтому Штрахе & co. говорят: Вы посмотрите, что творится: он готов назначить канцлера вопреки воле народа! (Под это дело и Хофер назвал Ван дер Беллена "фашиствующим зелёным диктатором". Лидеры FPÖ вообще довольно легко называют своих оппонентов фашистами.) А Ван дер Беллен на это говорит так: Задача президента - следить за тем, как Австрия выглядит в мире и в Европе, поэтому он имеет полное право не назначить канцлером человека, выступающего за выход из Евросоюза. И тут Ван дер Беллен попадает в такую ловушку: его спрашивают, а что он будет делать, если в 2018 году FPÖ наберёт абсолютное большинство, больше 50%. По-видимому, ему очень противно говорить что-нибудь вроде "ну, тогда не будет другого выхода", и он начнает слегка увиливать от прямого ответа и говорить: ну что вы пристали ко мне с этой совершенно гипотетической ситуацией? это всё равно, что спрашивать, а что я буду делать, если в 2018 году Дунай пересохнет.
Было ещё много интересных моментов и высказываний... Например, на телевизионной "дуэли" Ван дер Беллен прямо сказал Хоферу, что считает его марионеткой Штрахе и
Кикла. А Хофер, развивая мысль о "фашиствующем зелёном диктаторе", сказал, что вот если в 2018 году победит кандидат от зелёных, то он (Хофер в качестве президента), без проблем назначит его канцлером [на самом деле все понимают, что победа зелёных на парламентских выборах представляется чем-то абсолютно фантастическим]... Но, кажется, и так примерно ясно, кто там кто. Так что перехожу к описанию расстановки сил и результатам
последних опросов.
Прежде всего - если никто завтра не наберёт 50%, то через 4 недели будет второй тур между двумя победителями первого.
Довольно долго Ван дер Беллен заметно лидировал в опросах: он получал почти 30%, а все остальные (не считая Лугнера с какими-то мизерными цифрами) в тех или иных комбинациях примерно поровну, в районе 18%. Но потом показатели Хофера стали уверенно расти, и он почти догнал Ван дер Беллена. А в последние дни и тётушка-юрист Грис подтянулась - пишут, что она как-то особенно убедительно выступала в последних теледебатах, может быть, поэтому. В общем, в последних опросах эти трое - Ван дер Беллен, Хофер и Грис - были очень близки: у каждого из них было между 22% и 25% (социал-демократ и консерватор "скатились" к цифрам около 15%). Ван дер Беллен по прежнему получал больше всех, но уже с минимальным преимуществом; к тому же, говорят, с зелёными в Австрии нередко бывало, что они в опросах получали намного больше, чем потом на выборах.
Так что только завтра вечером (а может быть, и позже) мы узнаем, кто выходит во второй тур -
Александр Ван дер Беллен и Норберт Хофер,
или
Норберт Хофер и Ирмгард Грис,
или
Ирмгард Грис и Александр Ван дер Беллен -
и все три варианта являются вполне вероятными.