XIX век: Строительный устав

Mar 08, 2023 19:46

Обязанность сломать, исправить или перенести неправильно возведенное строение не есть наказание, а лишь неизбежное последствие нарушения, установленное для устранения опасности от допущенных нарушений строительных правил; посему обязанность эта не погашается давностью
Практика Правительствующего Сената по производству дел о нарушениях устава строительного, 1871, 1873, 1912 гг



В царствование Александра I градостроительное регулирование (как, впрочем, и все прочие законодательные установления) в Российской империи производилось примерно тем же образом, каким оно было в веке XVIII-ом: путем издания множества указов по конкретным поводам и ситуациям. Сам император довольно хорошо разбирался в строительстве и градостроительных принципах, [ 1] но жизнь настоятельно требовала кодификации права. Достаточно сказать, что основным сводом законов при Александре I по прежнему являлось... Соборное уложение 1649 года, документ полуторавековой давности, регулировать современные отношения по которому было уже совершенно невозможно. И хотя при Александре I продолжала существовать и работать созданная еще Павлом I Комиссия составления законов, главными задачами которой как раз и были разработка новых законов и кодификация старых, успешной ее работа не была.

Николай I в 1826 году преобразовал комиссию во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, поставив ей те же задачи и значительно придав активности. Второе отделение под руководством графа М. М. Сперанского в 1826-1830 годах составило Полное собрание законов Российской империи с 1649 года в 45-ти томах, которое содержало все акты государственной власти за период 1649-1825 гг., имеющие нормативное содержание. Параллельно с работой над Полным собранием законов оно вело работу и над Сводом законов Российской империи в 15-ти томах - документом, в котором нормы права, ранее разрозненно установленные различными актами в разное время, были сведены в 93 тематических устава. Были исключены отмененные нормы, повторения, произведено объединение в сводный текст норм, ранее разделенных на мелкие части, а самые старые статьи были изложены современным языком. После тщательных ревизии и выверки текста, проведенных специальными комитетами Сената и всех министерств в 1828-1832 годах, 19 января 1833 года Государственный совет в присутствии Императора торжественно постановил ввести Свод законов Российской империи в действие с 1 января 1835 года.

Частью XII тома Свода законов стал Строительный устав. С самого начала Устав не был единым, законченным, комплексным уложением, а являлся сборником норм, установленных в разные эпохи и вызванных неодинаковыми обстоятельствами. В тексте преобладали частные определения вместо общих правил, многие статьи не имели законодательного характера и представляли собой совет, пожелание, определение. Сперанский эти недостатки прекрасно осознавал и считал их исправление делом будущего Строительного уложения, которое содержало бы в себе не только ранее установленные, но и совершенно новые нормы, соответствующие реалиям времени.

Проблемой стало все более ускоряющееся развитие хозяйственного уклада, быстрое появление новых отраслей экономики и видов деятельности. На протяжении своего царствования как император Николай Павлович, так и его наследники активно издавали указы, которыми устанавливали и детализировали строительные нормы, которые постепенно вносились в Строительный устав. Это периодически приводило к изданию новой редакции документа, но одновременно не позволяло поменять его концепцию - то есть сделать его не сборником принятых в разное время норм, а комплексным уложением, основанным на единых принципах. Уже в конце 50-ых годов XIX века моральное устаревание документа было очевидно всем, вследствие чего было предпринято две больших попытки его обновления, известных как Продолжения 1876 и 1879 годов. Продолжения, кроме изменений в статьях, описывающих органы, управляющие сферой строительства, в основном изымали из текста статьи, освещающие мелкие и частные вопросы.

Однако, такое изъятие сделало текст Устава слишком общим и почти неприменимым для прямого руководствования местными властями. В результате Правительствующий Сенат, как высший судебный орган, и Министерство внутренних дел, как орган, управляющий сферой строительства, постоянно засыпались вопросами с мест по толкованию Устава. Разъясняющие решения Сената и циркуляры Министерства внутренних дел стали обязательными приложениями к тексту и публиковались вместе с ним. Проблемы такая практика не решала - часто решения Сената по сходным делам противоречили друг другу, да и фактическая подмена функции законоустановления гораздо более ограниченной в диапазоне возможных решений функцией законотолкования многие вопросы оставляла вовсе без ответа.

В целом, больших изданий Строительного устава было четыре: в 1832, 1842, 1857 и 1900 гг, плюс Продолжения 1876 и 1879 годов. В 1900-1915 годах продолжения и вовсе издавались почти каждый год. Тем не менее, вплоть до 1917 года принципиально ничего так и не изменилось, и к Октябрьской революции отрасль градостроительного права Российской империи пришла с тем же набором принципиальных проблем, каковой существовал еще при Александре I-ом.

К ранее уже существовавшим (см. статью XVIII век: Должность архитектурной экспедиции) идеям законодателя в XIX веке дополнительно появились:

  • Для строительства казенных зданий введено освидетельствование работ (фактически государственный технадзор) и техническая отчетность о произведенных работах (фактически исполнительная документация)
  • Правила для размещения и строительства фабрик, заводов, торговых и промышленных помещений и отсылки к требованиям появившегося в это же время Устава о промышленности, а таже иным отраслевым промышленным нормам
  • Санитарные нормы и отсылки к требованиям появившегося в этот же время Врачебного Устава
  • Понятие «План города», которое в советское время разовьется в понятие «Генеральный план», а в XXI веке разделится на два документа - собственно Генплан и Правила землепользования и застройки
  • Процедуры получения разрешения на строительство, государственного строительного надзора, разрешения на перевод нежилого строения в жилое

[Из интересных деталей]
Самая древняя статья Строительного Устава 1915 года - 175-ая, нормы которой впервые появились в Соборном Уложении 1649 года и просуществовали до XX века. С 1829 года при проектах на казенные постройки должны предоставляться и планы их местоположений. Особо указано, что устроение тюремных помещений должно производится с удобством содержания арестантов для сбережения их нравственности и в целом исходя из принципов гуманизма. С 1817 года ширина новых проектируемых улиц должна быть от 10 до 15 сажень (21 - 32 м). С 1805 года установлены правила о построении тротуаров. В частности, тротуары надлежало делать с двух сторон улицы, нормировалась ширина тротуара - 2 аршина (1,4 м), запрещалось перегораживать тротуары. С 1804 года фабрик и заводов, вредных чистотой воздуха, в городах и выше городов по течению рек и протоков строить не дозволяется. С 1809 года каменное строение дозволяется производить сплошное без разрывов, только чтобы были брандмауэры. С 1844 года высота возводимых домов в Санкт-Петербурге не должна превышать ширину улицы (высоту считать от тротуара до начала крыши, включая карниз). Но в любом случае (даже на широких улицах и площадях) не более 11 сажень (23,5 м). Минимальная высота жилого дома - 5,5 аршин (3,9 м), минимальная высота жилого этажа - 3,5 аршин (2,5 м), независимо от ширины улицы. С 1835 года установлены минимальные допустимые размеры участков для индивидуального строительства: при отводе новых - не менее 10 на 20 сажень, то есть 900 кв. м; при разделе существующих - 10 на 10 сажень, то есть 440 кв. м. Участки меньшей площади считаются маломерными, для них введены ограничения в застройке. С 1833 года введен запрет на строительство незначительных деревянных домов между большими каменными на больших улицах и площадях - впервые появилось понятие о территориальном зонировании этажности застройки. C 1830 года изданы правила устройства новых селений. В селениях должна быть площадь, две-три улицы. Улицы должны быть прямые и правильные, шириной не менее 10 сажень (21 м). Расстояние строений от берега реки или протоки - не менее 15 сажень (32 м), ширина переулков - 6 сажень (13 м). Установлено требование проводить водоотводные канавы по сельским улицам, а так же необходимо делать возвышенные относительно дороги полосу озеленения и пешеходные бульвары. Описан поперечный профиль улицы, который является очень хорошим и сейчас. Не должно быть питейных заведений возле церквей (не ближе 40 сажень, то есть 85 м). Кладбища не ближе полуверсты (530 м) от селений. Для крестьянского двора отводить участок 14 на 60 сажень (30 на 128 м, то есть 0,38 га), или более. При недостатке земли можно сокращать ширину участков. Гнезда устраивать не более чем из 2, 4, 6, 8 домов (имеется в виду что-то вроде квартала, то есть непрерывная линия домовладений. Гнезда отделяются друг от друга переулками). Примерно через каждые десять гнезд назначать поперечные улицы или площади шириной в два переулка. С 1823 года Наставленiем для строенiя Богоугодныхъ заведенiй Приказовъ Общественнаго Призренiя установлены норма высоты больничных палат 5 - 6 аршин (3,5 - 4,3 м) и норма пространственного объема больничной палаты для одного больного 2,5 - 3 куб. сажени (11,3 - 13,6 куб. м). Несложно подсчитать, что общей площади палаты на одного больного приходилось 2,6 - 3,9 кв. м. С 1903 года Губернские земские собрания могут устанавливать обязательные постановления по санитарной части в части кубического содержания воздуха в помещениях для рабочих на фабриках и заводах.


Примечания:

[1] От 05 октября 1816 года Высочайше утвержденныя общiя для городов правила, объявленныя Главнокомандующимъ въ Санктпетербурге Сенату, от 13 декабря 1817 года Примечания о дорогах, деревнях и городах, от 30.10.1816 года О тротуарах
Личные мысли Александра Павловича. Документы представляют собой смесь норм строительных СНИПов, ПЗиЗ, СанПиНа, правил благоустройства. Описаны даже элементы того, что сейчас бы назвали дизайн-кодом улицы. Предложенные нормы очень грамотны и разумны. Что забавно, хотя может быть и грустно - значительное количество современных руководителей городских департаментов благоустройства понимают суть описанных вопросов на порядок хуже, чем двести лет назад понимал император.

СНиПы, Градостроительство

Previous post Next post
Up