Удивление (про эмоции)

Oct 21, 2024 00:14

Удивление внутри меня обычно начинается словами «ну как? всегда же все говорили…» И потом я думаю: «Ну, раньше некоторые говорили так, а теперь вот этот человек говорит по-другому». А кто из них прав - непонятно, может, истина - между двух крайностей, а может быть, истина вообще где-то рядом, так тоже раньше говорили.

Вот меня удивило, что эмоции не утилитарны. Может, мы говорим о разных эмоциях: их ведь много, легко выбрать утилитарные и наоборот те, что определяют цели. И тогда уже вопрос, утилитарны ли цели?

Часто говорят о том, что стресс нужен человеку чтобы адекватно среагировать на ситуацию. Что тело таким образом подготавливается отвечать на вызов: побежать, подраться или притвориться мертвым. Ну или как в сказках: закручинился, пригорюнился - повод обратиться за помощью, получить поддержку.

Вроде бы неоспоримо, что злость нужна чтобы перегрызть глотку волку, да?
Грусть нужна, чтобы забыть и сдаться.
Страх нужен, чтобы остановиться и затаиться.
Раздражение нужно, чтобы обратить внимание.
Восторг нужен, чтобы сочинить сказку.

Но это не те эмоции, которые ведут к цели.
Желание - это ведь не просто эмоция, это чувство, это эмоциональный прогноз, это что-то интересное и важное, и достойное, и нужное, и приятное в мыслях, и потенциально приятное в реальности. Это что-то сложное, комплексное.

Мы часто рационализируем свои желания: я хочу кофе на вынос не из-за насмотренности, а как символ легкости, свободы, успешности, наслаждения жизнью. Не как источник наслаждения - потому что сердце колет и кошелек пуст - а как потребность почувствовать себя иначе. Желание чего-то - как симптом страдания из-за дефицита чего-то другого.

Зачастую страдание определяется дефицитом витаминов, белков, жиров, минералов и прочего сырья для построения гормонов счастья и прочей адекватной регуляции биомеханизма наших ощущений. Страдаешь от дефицита мяса и сна, а хочешь кофе. Желания не утилитарны, особенно когда навязанны и тупы.

Но эмоции, через которые нам навязывают желания, куда более утилитарны. Ведь что происходит с обратной стороны, откуда приходит желание кофе? Где-то сидят милые маркетологи и думают, через какие ценности и потребности продвигать свой товар? Что нужно целевой аудитории, чего она хочет, к чему стремится? Хочет она почувствоваться себя успешной - окей, значит кофе и есть символ успеха. Дорогое пальто, мальчик с букетом и кофе. Дорогая машина не входит в схему - это слишком сужает ЦА, но отлично подходит такси, не самой же ей водить, с кофе-то.

Так вот утилитарны ли такие желания - ну, нет, конечно. Но они возникают в результате неправильного обучения реакцией на определенный триггер, определенное ощущение, то, которое можно назвать эмоцией, научиться распознавать и обрабатывать адекватно. Но это уже совсем другая культура была бы.

эмоции, thinking

Previous post Next post
Up