Oct 20, 2024 23:48
У Шекли есть рассказ под названием «Опека». В нем главный герой, человек, знакомится с потусторонним существом, сверхпопечительным дергом, которое представлено в нашем мире голосом. Дерг спасает его от опасности на дороге, а потом предлагает ему свои услуги по опеке. Человек соглашается, и опекун начинает ему рассказывать обо всех опасностях, которые ожидают его вокруг, для того, чтобы человек их избегал. И с каждым днем его рассказы становятся все длиннее и длиннее. Человек утомляется от того, сколько времени он тратит на защиту от опасностей, которые не имеют к нему реального отношения, и хочет
отказаться от опеки. Но оказывается, что когда какой-то человек становится слишком защищенным, он привлекает внимание потусторонних охотников. И теперь уже герою нужна защита не только от несвежей еды в кафе, но и от тех, кто хочет снять с него шкуру. И постепенно человек, вся его жизнь сводится к тому, чтобы защищаться от все новых и новых опасностей.
Для меня этот рассказ о том, что если человек уделяет много внимания тревоге, беспокойству, стремится сделать жизнь безопасной, то погружается в эту заботу. Он постоянно узнаёт о новых опасностях и тратит на это всё больше времени, и из жизни исчезает радость, исчезает веселье, беззаботность. Остается только тревога, постоянная борьба с тревогой и постоянное напоминание о тревогах. Чем больше защищаешься, тем страшнее жизнь.
И это значит, что Шекли как бы вынес человеческое чувство, человеческое ощущение, свойство человека - наружу, отдельно от самого человека, и поместил в фантастическое существо. Это, конечно же, можно примерить и на вариант гиперопеки родителей, но для меня интереснее, что это можно примерить и на собственную тревожность. Оба персонажа - это один и тот же персонаж.
Летом я посмотрела советский фильм «Солярис», и мне показалось, что в нем так же человеческое свойство - совесть - вынесено в существо другого мира.
Кстати недавно подумала, что когда мозг крутит какие-то проблемы в голове - это надо называть не «застрял в проблемах», а «строит решения», то есть если перед сном вдруг мозг не расслабляется и ищет пути выхода из ситуации, значит, днем ты был слишком занят чужими проблемами и не имел возможности подумать о своих. Но это закончится, когда на практике решишь свои проблемы, а не когда вновь переключишь внимание на чужие.
В общем Солярис мне понравился именно тем, что он похож на рассказ Шекли. Хоть я считаю, что совесть - это негодный социальный контструкт, по крайней мере в том виде, в котором он был в моей голове: надо ставить себя на последнее место и становиться частью равномерно несчастного общества с редкими вкраплаениями бандитов, воров, политиков и попов.
Вас никогда не смущали сказки? О попе и его работнике балде? О чем это? Об эксплуатации и обмане со стороны божьего человека. Совковая антипропаганда религии? А сказка о каше из топора? Приходит солдат в деревню, а его никто не хочет накормить. Разве он не защитник, разве никто не испытывает к нему благодарности? Не испытывает почему-то.
Странно, что в фильме совесть воплощается разными существами, которые пострадали по вине других. И ладно, если это ребенок; но когда это взрослая женщина, то перекладывание ответственности за её поступок - это очередная попытка побыть богом. И это то, за что тоже я не люблю «совесть». Говорят, Лему фильм не понравился. Но вот не знаю, чем. Кто знает? Расскажите, а?
movies,
books,
question