7 причин для рутин

Jan 12, 2011 15:26


Мы уже обсуждали темы откладывания дел и классифицировали дела на слонов (большие дела), лягушек (маленькие неприятные дела) и апельсины (откладываемые решения). Эта классификация помогла нам разобраться, что делать с откладываемыми делами, как к ним подступиться и начинать делать.

Есть еще одна очень важная категория дел, которая помогает справиться с откладыванием, отлыниванием и т.д. - рутины. До недавнего времени слово «рутина» у меня ассоциировалось исключительно с чем-то негативным и неприятным, но знакомство с системой флай-леди и внедрение рутин в жизнь помогли мне совершенно по-новому взглянуть на них и осознать их великую силу, особенно в деле успевания с ребенком.


Что же такое рутина? Можно сказать, что рутина:
- это полезная привычка (например, чистить зубы по утрам - типичная рутина);
- это некое дело или действие, выполняемое на автомате без участия эмоций и с минимумом умственных и физических затрат;
- это дело, регулярно выполняемое в определенное время по определенному сценарию и т.д.

Какие дела можно перевести в разряд рутин? Огромное множество - процедуры по уходу за собой, зарядку, хозяйственные дела, уборку, оплату счетов, работу с почтой,  и т.д. Яна Франк в книге "Муза и чудовище" пишет, что "все дела, которые выполняются почти незаметно, когда их мало, но превращаются в большую неприятность, если скапливаются, годятся на роль рутины".

Как быстро можно привить полезную привычку? В различных источниках указывают время от 20 до 31 дня методичного выполнения действия (UPD в комментариях дали ссылку, что в результае иследований обнаружили менее оптимистичный результат - 66 дней).

В первую очередь есть смысл превратить в рутины те дела, которые нужно выполнять часто, но они вызывают сильный эмоциональный дискомфорт, поэтому откладываются и накапливаются. В первую очередь нужно разобраться, откуда берется дискомфорт. Например, кто-то очень не любит мыть пол. Какие могут быть причины у этой нелюбви? На одном из тренингов мы с участницами это обсуждали и вот какие назывались причины:
- не люблю снимать с тряпки комки шерсти и грязи
- не люблю возиться с грязной водой
- не люблю мыть грязные тряпки, вечно не знаю, что с ними потом делать
- швабра хранится в кладовой и чтобы ее достать, нужно сначала вытащить другое содержимое кладовки и т.д.

Как превратить мытье пола (или любое другое дело) в рутину, которая не будет вызывать неприятных эмоций и делаться на автомате?
1) проанализируйте, как вы выполняете действие, и что именно вызывает дискомфорт;
2) измените процедуру (например, чтобы не снимать с тряпки комки грязи, перед мытьем пола можно пройтись по углам и вдоль плинтусов одноразовой тряпкой и выбросить ее; чтобы не возиться руками в грязной воде, купите удобные красивые перчатки, а одевая их на х/б перчатки можно одновременно делать маску для рук; грязные тряпки можно ополоснуть, а потом постирать в машине, можно завести несколько тряпок; все необходимые инструменты хранить в зоне легкой досягаемости, чтобы не тратить время на приведение их в боевую готовность);
3) определите график выполнение рутины, как часто и в какое время дня;
4) оформите график в виде таблицы или в другой наглядной форме (так называемы контрольный журнал (КЖ) во флай-леди;
5) начинайте методично внедрять рутину, следуя разработанному графику.
6) продержитесь 20-30 дней

Учтите, что вначале, как правило, рутина - это лягушка. Делать ее по-прежнему не хочется. Но чтобы случилось чудесное превращение из лягушки в рутину, нужно проявить терпение и настойчивость. Перечитайте способы поедания лягушек. Используйте систему напоминалок, например, стикеры на зеркало, напоминалку в мобильном. Придумайте себе поощрение. Продержитесь хотя бы 20 дней.

У рутины есть две стороны - процесс и результат. Процесс должен быть максимально упрощенным, все составляющие действия должны быть под рукой, необходимый инструментарий должен быть аккуратным, приятным, удобным. Все это нужно для того, чтобы не только исключить отрицательные эмоции, но и добавить положительные.

Результат тоже очень важен. Конечно, вымытый пол скоро станет грязным, посуду снова нужно будет мыть, пыль вытирать и так до бесконечности. Само по себе это может вызвать негативные эмоции. Поэтому не забывайте себя хвалить и поощрять за достигнутый результат и насладиться им. Убрали и вымыли кухню? Сядьте всей семьей и попейте чайку, с удовольствием оглядываясь по сторонам. Закончили утренние рутины по уходу за собой? Полюбуйтесь на себя в зеркало, порадуйтесь, какая вы красивая. И т.д.

Зачем же все таки мучиться и превращать дела в рутины? Могу назвать как минимум 7 причин для этого:
1) экономия времени за счет четко отработанной процедуры выполнения дела и привязки ко времени;
2) экономия физических сил за счет оптимизации выполнения дела, например, уборки в режиме 15-минуток против авральной генеральной уборки;
3) минимизация негативных эмоций, связанных с началом дела и его выполнением;
4) структурирование времени, рутины создают скелет дня, вокруг которого можно выстраивать другие дела;
5) экономия умственной энергии, не нужно каждый раз обдумывать выполнение дела, подготавливать почву, принимать решения, когда и как нужно делать дело;
6) способ борьбы с откладыванием дел (прокрастинацией)
7) тренировка самоорганизации и самодисциплины

А вы можете назвать дела, которые могли бы превратить в рутины?
Возможно, у вас есть положительный опыт внедрения рутин? Сколько дней вам понадобилось? Что помогло? Поделитесь!

с) Алёна Мороз. Сообщество uspevai_s_detmi

прокрастинация, откладывание дел, тайм-менеджмент, рутины

Previous post Next post
Up