Взрослые игры для малышей, или Тайм-менеджмент в младших классах

Nov 12, 2010 21:27



Все родители хотят вырастить ребенка счастливым, успешным и самостоятельным, но не все уверены, с какой стороны лучше подступиться к такой глобальной задаче. И я - в том числе :) До сих пор в сфере воспитания я во многом иду наугад: знакомлю дочку с тем, что важно для меня, и прислушиваюсь - интересно или нет, зацепило или мимо прошло, совсем чуждым оказалось.Тайм-менеджмент стал для меня большим подспорьем в самоорганизации, и возникло естественное желание подключить к занятиям и дочь. К тому же началась школа, потребность в организованности выросла… Да и мне легче будет! Безусловно, пока мы используем лишь некоторые из приемов и принципов ТМ - так сказать, примеряемся, делаем первые шаги. Но думаю, что ими не ограничимся :)

Итак, с чего можно начать:

1) Научить делать выбор - осознанный и добровольный.
Некоторые вещи, нужные для успешного тайм-менеджмента, как выяснилось, мы с дочкой начали осваивать с трехлетнего возраста. Я имею в виду умение делать выбор. Без него далеко не уедешь: ситуации, когда требуется принимать решение, возникают буквально на каждом шагу, и без способности быстро и точно определить самое главное на данный момент - выделить приоритет - можно надолго застрять в каждой из таких ситуаций. Поэтому стоит уже в раннем возрасте подкидывать ребенку задачки: что поесть - кашу или суп? какую игрушку купить - куклу или львенка? получить две конфеты сразу или по одной утром, днем и вечером? И строго стоять на том, чтобы он - сам! - выбрал один из вариантов. Если не может выбрать, значит, не получает ничего (речь идет не о еде, естественно). И, конечно же, главное - не потакать потом настойчивым просьбам :)

2) Научить нести ответственность за выбор.
Когда дочка была помладше - да и сейчас иногда, - у нас, бывало, складывались такие ситуации. К примеру, у ребенка жесткий выбор: поиграть в детской комнате или сходить в кино вместе с нами. Выбирается - после долгих сомнений и колебаний - кино. А после сеанса начинается слезное выпрашивание детской комнаты. :) Тут важно устоять и не поддаться: выбор-то ребенок делал добровольно и со знанием последствий, и теперь малышу важно научиться примирению с этими последствиями. И извлечь из них выводы на будущее. Также полезно применять похожий принцип вместо наказания: устанавливаются правила, определяются последствия при их нарушении, и когда такое происходит - последствия таки наступают. На мой взгляд, такая система эффективнее, чем наказания «по факту», и больше дает в плане воспитания ответственности и самостоятельности.

3) Подавать личный пример.
Важность личного примера родителей для ребенка трудно переоценить. Осознанно или нет, но очень и очень многое малыш перенимает у нас, взрослых. И перенимает отнюдь не то, о чем мы говорим, а то, что мы реально делаем. Посмотрите на себя внимательно - следуете вы сами тем благим советам и пожеланиям, которыми щедро оделяете ребенка? Если нет, то ждать от малыша, что он как по волшебству станет аккуратным, собранным и организованным, бессмысленно. Зато если вы сами приобрели какую-то полезную привычку, то вполне вероятно, вскоре она приглянется и ребенку. :) Из последних случаев: как только я стала регулярно работать со списком, постоянно вычеркивать и добавлять новые дела, через пару недель ко мне подошла дочь и продемонстрировала свой список из целых двух пунктов - «Посчитать деньги в копилке» и «Убрать стол». И оба уже выполнены!

4) Выделить ребенку личную территорию.
Мое глубокое убеждение: у малыша - начиная с 2-3 лет - обязательно должна быть своя территория, на которой он ответственный и почти полноправный хозяин. Во-первых, это приучает к самостоятельности и дисциплинированности, во-вторых, - при правильном подходе, соблюдении обговоренных правил и взаимном уважении - дает первый урок чувствования своих и чужих границ. И, на мой взгляд, второе не менее важно, чем первое, хоть и не имеет прямого отношения к ТМ. При этом не имеет значения, целую комнату вы выделите ребенку или только уголок. Главное - этот уголок должен быть только его: вплоть до того, что вы - в определенных ситуациях - даже спрашиваете разрешения находиться в нем. И удаляетесь, если такое разрешение не получено.

5) Помочь в организации пространства, систем хранения и т.д.
Один из важнейших моментов, на мой взгляд, - сделать личное пространство ребенка удобным и эффективным не только для него, но и для вас. Вы же там все равно присутствуете, хоть и ограниченное количество времени. Но влажная уборка пола, к примеру, все равно на вас, а значит, делать ее должно быть удобно. Но, с другой стороны, авторитарно навязывать порядок хранения и использования личных вещей ребенка на его лично территории - значит, проявлять вопиющее неуважение к малышу и лишать его радости самостоятельных решений и находок. Выходом может стать совместное обсуждение потребностей (вам нужен свободный доступ к полу, а ребенку - возможность прерывать игру и оставлять игрушки до завтра) и поиск компромиссного решения.

6) Выделить определенное количество времени на некие обязательные процессы.
Для каждого возраста эти процессы свои: в 2-3 года - уборка игрушек на место (хотя бы частично и раз в день), в 4-5 лет - уборка игрушек и протирание пыли в самых доступных местах, в 6-7 - наведение порядка, выполнение уроков, помощь по дому и пр. Конечно же, приучать к таким вещам легче всего, начиная с личной территории ребенка: он там хозяин - он и следит за порядком. И тут нам как раз способны помочь классические приемы тайм-менеджмента - работа по таймеру и метод швейцарского сыра. Во-первых, как известно, малышам трудно сосредотачиваться на каком-то одном занятии подолгу, а во-вторых, просто так легче и веселее! Так что ставим таймер на 10-15-20 минут и начинаем «выгрызать» по кусочкам, к примеру, беспорядок из комнаты- сначала разобрать и разложить на место мягкие игрушки, потом разыскать карандаши, потом аккуратно сложить в стопочки рисунки и чистые листочки… И так далее. Конечно, ребенок не справится со всем за один прием, но ничто не мешает ввести полчаса уборки в ежедневную рутину и продвигаться небольшими шагами.

7) Научить использовать бланки планирования.
По большому счету, осваивание планирования - это задача на перспективу. В дошкольном и в младшем школьном возрасте оно не столь актуально, поскольку малыш живет сегодняшним днем и не ставит перед собой долгосрочных целей. И насильно прививать этот навык, как мне кажется, не стоит - детство должно быть детством. :) А вот с краткосрочным планированием можно попробовать. Для начала подкинуть ребенку - пожалуй, не раньше 6-7 лет - идеи для упрощения некоторых задач: например, использовать блокнот-напоминалку, чтобы записывать или как-то иначе помечать что-то важное, что надо сказать или спросить у родителей, составить табличку с недельным расписанием уборки по зонам и дням и т. д.
А когда ребенок пойдет в школу, можно попробовать и непосредственно бланки. У нас пока такого опыта нет, но вот тут - Виталий Королев «Тайм-менеджмент детям: История одной игры» - есть множество интересных идей и адаптированные для школьников бланки. После Нового года буду предлагать дочке похожую систему :)

В заключение хотела бы отметить, что высказанные здесь мысли и идеи отнюдь не бесспорны. Но они работают у нас - на нашем опыте и в наших традициях. Может быть, сработают и у вас. :)
Если же нет, ищите свои методы - обсуждайте, устраивайте «мозговые штурмы» и экспериментируйте!

Автор: Светлана Первая
sv_first

7, тайм-менеджмент, опыт, тайм-менеджмент для детей

Previous post Next post
Up