Совершенное послушание. Мр. 1: 9-11

Jan 21, 2017 11:28

Крещение Господне с точки зрения Марка

Евангелие от Марка, в отличии от представления того же Евангелия Матфеем или Иоанном не ставит первостепенной целью показать Иисуса Христа Царём или Богом. Марк преследует цель показать важность послушания в жизни человека и представляет Господина всего сущего способным послушно страдать как Раб и не скрывать этого. Марк показывает Иисуса Христа, как Раба с большой буквы, раба не человеков, но Бога. Это самое короткое и лаконичное Евангелие. Марк не тратит много времени на предысторию, он сразу же, с первых строк, переходит к самой сути христианского послушания, вернее - с чего начинается христианское послушание.
В повествовании Евангелия, Марк начинает описание не с жизни Иисуса Христа, а сразу с Его служения. Он как бы пытается сказать читателям, что всё остальное не столь важно для нашего спасения. Да, у Иисуса было чудное зачатие и рождение, была прежняя жизнь, но всё это меркнет перед его послушным служением. Это имеет определённый смысл для повествования, ведь во времена древнего Рима никого не интересовала собственно жизнь раба (тем более прошлая), его ценность измерялась его же функциональностью и его способностью к послушанию. Начало повествования Евангелия от Марка сразу же окунает читателей в самую гущу событий, указывающих на действующую в Иисусе Христе могущественную Божью волю.
Сразу же с первых строк, Марк, описывает в Евангелии появление Иисуса Христа при Иордане согласно древним пророчествам об этом моменте, говоря тем самым, что это и есть самое важное и главное дело жизни - быть послушным Богу во всём и всегда без всякого упрямства и без вопросов. Очень важно, что Марк на протяжении всего Евангелия и, событие Господнего крещения не является исключением, даёт понять читателям о стоящем за Иисусом Христом, не смотря на Его смирённое поведение, могущественного Божьего Царства. Это так же продиктовано отношениями в древнеримском обществе - раб не мог быть уважаемым сам по себе, насколько бы выдающимися способностями он не обладал бы, его уважение было прямопропорционально уважению к его господину.
Описание события Господнего крещения у Марка и у Матфея очень схожи. Ведь прототипом Евангелия от Матфея послужило Евангелие от Марка, но тем не менее, это только кажущееся сходство. Марк пишет чистое Евангелие, проявляющееся и в крещении Иисуса Христа, он не отвлекается на предупреждения о наказании не принимающих волю Божью, как Матфей, ведь Марк обращается не столько к евреям, сколько к гордым римлянам, которые не боялись никого ни на земле, ни на небе. Ему нет нужды развенчивать человеческие попытки меркантильных поисков Божьих благословений без внутренней перемены. Марк ставит целью призвать к смирению перед Иисусом Христом людей, уже переживающих огромные благословения на земле, и от этого живущих в непомерной гордости.
Для древних римлян показать свою слабость считалось верхом унижения. Они исповедовали целый пантеон гордых богов, построенных по их мироощущению. Поэтому тема смирения, да ещё и перед иноземцем, для римлянина считалась вопиющим извращением истины. Хотя тема послушания для тех же римлян была близка, потому что дисциплина считалась главной добродетелью римской империи. Они всегда были нацелены на результат и достигали его благодаря железной дисциплине. И именно на пике этой римофилософской добродетели, постоянно применяя выражение «тотчас», Марк доносит до гордецов истину Евангелия Иисуса Христа.
Марк как бы вопиёт к читателям - посмотрите, даже Сын Божий покорился воле Божьей. Беспрекословно пришёл к Иордану и принял крещение покаяния, хотя и не нуждался в этом, но потому, что так заповедал Ему Бог через пророчества. И посмотрите, как Бог благословил Его после этого. Да всё остальное меркнет перед словами Божьими, перед прикосновением Божьего Духа. Да, после этого Иисус был искушаем диаволом в пустыне. Да, начатый путь привёл нашего Господа на Голгофу, но всё это для вас, храбрые гордецы, чтобы вы стали причастниками Божьего народа не по плоти, но по Духу. Неужели это не стоит того? Это было понятно для римлян, потому что в то время наивысшей наградой для них была личная похвала их императора. Сама смерть отступала перед этой наградой.
Описывая событие Господнего крещения, Марк проповедует самую простую истину Евангелия - недостаточно просто принять внешне еврейское исповедание, как делали некоторые из римлян, становясь прозелитами. Недостаточно просто покаяться перед очередным Богом в очередной раз, ведь Рим исповедовал многобожие и был толерантен к многим религиозным учениям, если они не противоречили религии Рима. Но просто необходимо ещё и последовать за Иисусом Христом в послушании и простоте сердца (Мр. 1: 8). Для того Он и появился на Иордане, для того Бог и засвидетельствовал о Нём там. Евангелие - это и есть Иисус Христос. А путь спасения - это полное послушание Ему, только так можно достичь полной победы над смертью.
Крещение Иисуса Христа в интерпретации Евангелия от Марка говорит гордым римским воинам, что просто презирать смерть ещё не является настоящей храбростью и тем более не есть победой над ней. Необходимо ещё любить и ценить жизнь - вот тогда это и будет настоящий подвиг. И за этот подвиг Бог обязательно не замедлит назвать бывшего гордеца возлюбленным сыном, в котором Он положил Своё благоволение и даровать гражданство в Своём Великом Царстве. Гражданство, дарующее Жизнь Вечную, вот тогда и наступит настоящая победа над смертью. Для римских граждан была очень важна тема гражданства, они готовы были умирать за своё римское гражданство. Крещение Иисуса Христа в Евангелии от Марка предлагало им и предлагает нам сегодня Божье гражданство, для которого нужно быть готовым жить, жить праведно несмотря ни на что.
Иисус не может стать частью религиозной жизни, Он и есть сама Жизнь. Не даром во времена римского императора Нерона, покаявшиеся перед Богом люди не подвергались гонениям до принятия крещения. Их просто ещё не воспринимали как настоящих христиан. Но уже после принятия крещения, за жизнь этих людей никто уже не мог поручиться. Для человека стать христианином в то время было проявлением подвига послушания, огромным шагом веры, показывающим причастность к Царству Божьему. Для современных людей, пришедших в своей жизни к необходимости покаяния, Марк в своём представлении Евангелия Иисуса Христа не рекомендует оставаться надолго в промежутке между крещением в покаяние и крещением Духом Святым. А крестившись от Иисуса, не затягивая браться за служение Царству. Если однажды сказали - «А», нужно вскоре сказать и «Б» и «В», или как выражается Марк - тотчас.

крещение Господне, Евангелие от Марка

Previous post Next post
Up