Пришествие Царя. Мф. 3: 13-17

Jan 20, 2017 11:00

Крещение Господне с точки зрения Матфея

- Послушай, Агнец Божий, зачем Тебе креститься от меня? - примерно так увещевал Иоанн пришедшего к нему на Иордан Иисуса Христа, - Ты же без греха, а это крещение в покаяние. Вон стоят фарисеи и саддукеи, что они могут подумать о Тебе? Не понимаю, зачем Тебе это нужно?
- Иоанн, брат мой, перестань сейчас думать о таких мелочах человеческой жизни, ведь есть в нашей жизни более важное мнения невежд - это воля Божья, - отвечал ему Иисус.

А ведь действительно, зачем безгрешному Сыну Божьему понадобилось это крещение? Что это за правда такая, которая оказалась важнее всего остального? Важнее мнения других людей, да ещё и уважаемых религиозных деятелей того времени.

Матфей с первых стихов своего повествования Евангелия Иисуса Христа, представляет Его не столько Богом, сколько человеком из царского рода Давида и евреем, потомком патриарха Авраама. Хотя во второй половине первой главы он не забывает сказать и о Божественном происхождении этого человека. Но, тем не менее, Матфей ставит перед собой задачу представить Иисуса Христа в первую очередь Царём Божьего народа. Это накладывает отпечаток на восприятие читателями дальнейших событий, описанных в Евангелии от Матфея и крещение Господне, не является здесь исключением.
Поэтому читатели видят при Иордане не будущего Царя вселенной, а уже Царя, признанного Богом от рождения, и Наследника всего Божьего творения. Царя, Который не считает для Себя зазорным отождествить Себя со Своим народом в его бедах, связанных с грехопадением и как следствие этого, одолевающими его личными грехами. Царя, не возвышающегося над народом, не отделяющего Себя от народа, кроткого и смирённого (Мф. 21: 5).
Для Иисуса Христа совершенно не важно мнение самоправедных религиозных деятелей ни Его времени, ни последующих. Для Господа жизненно важна воля Его Отца (Евр. 10: 5-7). Для Царя важно бедствие Его народа, Его наследия, это бедствие является Его бедствием. Но до воплощения Царь переживал это бедствие вдали от Своих подданных больше как наблюдатель, при Иордане же Он на всю вселенную заявляет, что беда Его народа - это Его личная беда. Божественность Царя знает, что этот нелёгкий путь приведёт Его на Голгофу, но Он и не желает другого пути. Царь добровольно и осознанно становится на этот путь при Иордане через крещение, Он хочет отныне быть в самой гуще событий, чтобы победить бедствие народа Божьего и кардинально изменить плачевную ситуацию. А для каждого христианина крещение - это приобщение к Небесному Царству, и другого пути стать гражданином этого Царства нет. Для Иисуса Христа крещение - это признание Его Царём в глазах подданных. Для христиан крещение - это признание их подданными Царства Иисуса Христа в глазах Бога.
Своим крещением Иисус символизирует смену Божьих Заветов для Своего народа, Завет осуждения отныне заменяется Заветом благоволения. Ветхий Завет был заветом запрещений. Семь заповедей из Декалога начинаются с частицы «не». И тем не менее, по призыву Иоанна, множество иудеев приходило каждый день на Иордан креститься в покаяние. Не смог запрещающий завет привести никого к совершенству. Потому что любое запрещение может сохранить от ещё не сделанных грехов, но не способно очистить от уже сделанных. Другими словами, если грешнику запретить грешить, он от этого не перестанет быть грешником.
Не смог Завет запрещений обеспечить людям, находящимся под ним, приличествующих Божьему народу благословений. Потому что Завет запрещений является на самом деле Заветом осуждения преступников по грехам. Не нужно быть идеалистами, чтобы думать, что приходящие креститься к Иоанну евреи абсолютно все искали путь к Своему Богу. Основная масса евреев крестились, чтобы обрести потерянные благословения, приличествующие народу Божьему, такие как изгнать римлян, жить богато и владычествовать над язычниками. Они не хотели быть рабами, а желали быть господами. Они даже устали от ограничений Закона, и искали лёгкий путь избавления от вины за многочисленные нарушения заповедей Божьих и обретения благословений от Бога, но не желая быть рабами даже Ему. Они больше искали не общения с Богом через очищение от собственных грехов, а Божьих благословений через более «качественное» и очередное исполнение заповедей. Как и сегодня пытаются делать многие приходящие в Церковь люди. Такая можно сказать торговля с Богом, попытка купить Его благоволение.
Потому и понадобилась смена Заветов. Но Завет запрещений не мог быть отменён, пока не мог быть исполненным теми, для кого он предназначался (Мф. 5: 18), а исполнить его оказались не в силах даже самые лучшие из потомков Адама - сыны Авраамовы. Иисус Христос, являясь единственным безгрешным человеком на земле в силу Своего рождения, единственный же и исполнил Ветхий Завет, сделавшись для нас искупителем от проклятия Закона (Галл. 3: 13). Таким и должен быть Царь, прежде чем требовать исполнения закона от подданных Он показывает собственный пример подчинения Собственному Закону. Чтобы принять благоволение нужно вначале попросить прощения и устранить предпосылки, приведшие к прежнему разрыву. Поэтому для Иисуса Христа оказалось мнение самоправедных людей ничего не значащим, Он показал Своим примером единственно возможный путь смены Заветов, с осуждающего к благоволению.
А Новый завет - это завет открытых совестей (Евр. 10: 10-12; 1Пет. 3: 21). Люди прячут свои души от других, потому что там сплошная тьма, они боятся осуждения. И от этого грешники становятся весьма и весьма уязвимыми. Но в момент покаяния, человек открывает своё сердце, не в силах больше сдерживать снедающую его тьму, обнажает свою внутренность перед Богом. И Бог в этот момент совершает чудо - Он очищает открытую перед Его лицом душу, свидетельствуя об этом через совесть бывшего грешника, и пишет в ней новое, а лучше сказать, забытое старое - «Это сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». Такому человеку не нужно больше запрещающих законов, потому что закон дан для преступников. И таким людям больше нечего бояться компромата. Всё уже прощено, всё омыто, теперь он новое творение в Иисусе Христе, и сокрыт в Боге.
Иисус показал этот путь Своим крещением в покаяние. Он полностью открыл Свою душу перед Богом, и Бог не замедлил засвидетельствовать о Нём перед другими людьми. Для Иисуса мало значило, что будут думать о Нём другие люди. Апостол Павел позже повторит тоже самое в послании к Коринфской Церкви (1Кор. 4: 3). Поэтому христиане и не боятся быть открытыми перед другими людьми, Бог очистил их совесть раз и навсегда избавив от Завета осуждения, и продолжает очищать уже Своё дитя через признание им проступков ради Отцовского благоволения. Чем больше человек открывает себя Богу, тем больше он открыт перед другими людьми. Христианин теперь является живым письмом Христовым в мире греха, узнаваемым и читаемым, через которое Бог свидетельствует всем о Своей благости (2Кор. 3: 2-3).
Иисус после крещения больше не возвратился к Своей прежней жизни плотника. Он отныне стал ловцом человеков, извлекающим погибающих во грехах людей в жизнь. Эта доля была неизмеримо тяжелее Его прежней жизни, но и неизмеримо славней. Эта доля началась с искушения диавола в пустыне после Иордана и привела Иисуса на Голгофу, но и она привела Его к воскресению из мёртвых и воссоединению с Отцом Небесным. Она подарила Иисусу Христу встречи с падшими грешниками и переживание их обращения под действием Божьей благодати. Эта доля делает каждого христианина причастником Евангелия Божьего. Дарит быть не просто наблюдателем, но участником преображения ужасного и противного в великолепное и прекрасное.
Но перед этим необходимо крещение, чтобы исполнить всякую правду. В крещении в покаяние нет абсолютно ничего постыдного, потому что за ним следует крещение Духом Святым, со всеми вытекающими последствиями. А последствия эти весьма велики и славны - это дары Божьи, это плод Духа и это обильное плодоношение, это Жизнь Вечная. Да и как нам, грешникам, стыдиться крещения в покаяние, когда Сам безгрешный наш Царь это сделал прежде нас. И Он же, этот Царь, приглашает всех бывших грешников стать участниками Его Нового Завета. Стать святыми участниками Нового Завета Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея, крещение Господне

Previous post Next post
Up