Каспийское побережье Дербента. Экраноплан "Лунь"

Aug 20, 2023 23:10



Дербент - это не только Нарын-кала и прочие древности, это ещё и цепочка хороших песчаных пляжей на побережье Каспийского моря, где можно отлично отдохнуть и искупаться жарким летним днём. Есть пляж и в самом городе, но, как и все городские пляжи, он не самый чистый. Гораздо приятнее выбраться за город -  лучшие пляжи начинаются южнее Дербента и на протяжении 60 километров тянутся до самой азербайджанской границы. К слову, прямо на границе есть отличное местечко - уникальный Самурский реликтовый субтропический лиановый лес в дельте одноименной реки (и там же кстати самые лучшие пляжи!). Граница проходит примерно посередине лесного массива - в дагестанскую часть несложно попасть (60 километров к югу от Дербента, меньше часа езды по трассе), единственно, нужно взять с собой российский паспорт. Местные очень хвалят это место - чтобы сгонять туда из Дербента, нужно закладывать полдня. Но я и без того ездил в очень плотном формате, поэтому не успевал, и ограничился более близкой поездкой на берег Каспия, в местечно Арабляр (это примерно 30 км от Дербента - полпути до Самурского леса и границы с Азербайджаном).

Помимо отличных песчаных пляжей, местечко Арабляр с недавнего времени известно тем, что именно здесь с 2020 года на вечной стоянке находится экраноплан "Лунь" - уникальный экспериментальный гибрид самолёта и корабля. Создававшийся как военный ракетоносец, он был построен в 1986-1989 годах, с 1990 по 1991 год проходил испытания и в 1991 году вошёл в состав Каспийской флотилии. Всего планировалось создать восемь таких гигантов - но помешали наступившие трудные времена плюс вопрос общей целесообразности проекта. Единственный созданный экземпляр долго находился в полузаброшенном состоянии в Каспийске, стоял вопрос об его утилизации, но в итоге было принято решение отбуксировать его на побережье в районе Дербента в качестве центрального экспоната будущего парка "Патриот". Парк на побережье ещё строится, а экраноплан "Лунь" пока находится просто на песчаном берегу. К огромной машине можно подойти практически вплотную.

1.



2.



3.



4.



5.



6. Вокруг простирается цепочка песчаных пляжей - многие приезжают сюда на машинах, кто-то останавливается с палатками... Каспийское море мелкое, в июле вода теплейшая, детишкам купаться одно удовольствие. А вот чтобы отойти на глубину - нужно изрядно протопать от берега! :)



7.



8.



9. Восхитительный мелкий песок!



10.



11. На заднем плане - каспийское побережье, уходящее к югу, в сторону Самурского лианового леса и Азербайджана. По прямой недалеко - всего километров 20.



В целом близость Азербайджана здесь чувствуется - и в архитектурном плане (старый город Дербента не раз вызывал ассоциации со старым городом Баку Ичери-шехер), и в культурном, и природа само собой. А ещё - в транспортном. По оживленной трассе вдоль берега Каспия из Азербайджана и далее через весь Дагестан в разные регионы России проходит оживлённый торговый путь - везут овощи, фрукты, другие товары. Когда едешь по трассе - азербайджанские фуры идут беспрерывным потоком. Десятки, сотни... Встречаются ещё турецкие и иранские, но в основном - азербайджанские. А параллельно автомобильной трассе проходит железная дорога - по ней международный трафик не столь велик, но тем ценнее следующие фотографии. Поезда, идущие из Азербайджана в Россию, на участке от Баку до Дербента идут под азербайджанскими электровозами (которые заходят на коротенькое 60-километровое "плечо" в Россию), а далее уже их принимают российские локомотивы. "Поймать" азербайджанский электровоз на российской территории на коротком плече от границы до Дербента - большая удача для ценителей железных дорог. А мне и ловить ничего специально не пришлось - стоило чуть отъехать от побережья Каспия, как машина встала на железнодорожном переезде, и одинокий локомотив, пришедший из Азербайджана с составом и возвращающийся "домой" налегке - просто шикарно попозировал на камеру на фоне прибрежного каспийского пейзажа, гор и заходящего солнца. И даже дружелюбно погудел. :)

12.



13. Электровоз ВЛ11м 342Б, 1990 года постройки (Тбилисский электровозостроительный завод), с 1990 по 2021 год был приписан к депо Гянджа, с 2021 года - депо Баладжары (Баку).



В Азербайджане, кстати, мне понравилось - был зимой 2018 в Баку, поездил по Апшеронскому полуострову, выбрался в горы в районе древних Шеки и Илису. По той части Кавказского хребта как раз проходит граница Азербайджана и России, и мы в поездке были всего в 5 километров от Дагестана, но только с обратной стороны границы. А сейчас вот вышло наоборот. :)))

Между тем продолжаем путешествовать по Дагестану - и после Дербента и окрестностей в следующих частях перенесемся в горные регионы.

К оглавлению >>>

Кавказ, Дербент, Железная дорога, Дагестан, Азербайджан, Россия

Previous post Next post
Up