Интерпретация. Часть 2.

Feb 10, 2024 16:39


Предыдущие части:
О порядке, который в генетическом коде
Несколько слов о генетическом коде (Часть Ι)
Несколько слов о генетическом коде (Часть ΙΙ)
Последнее предисловие к рассказу о «Сообщении» Творца в генетическом коде
Числа в генетическом коде. Часть 1.
Числа в генетическом коде. Часть 2.
Числа в генетическом коде. Дополнение.
Буквы в генетическом коде. Часть 1.
Буквы в генетическом коде. Часть 2.
Буквы в генетическом коде. Идеограмма.
Пара слов о (не)вероятности.
Интерпретация. Часть 1.

В предыдущей части начался рассказ об интерпретации Сообщения: я рассмотрел интерпретацию большей части элементов «сложной» половинки Идеограммы, основание или «затравка» которой - «смысловая» симметрия кодируемых значений триплетов второй строки с центром в «обобщённом» кодоне лизина «К» и симметрия чередования пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов в 1й и 3й строках с той же осью симметрии. Я предложил в качестве естественной интерпретации этих элементов - абстрактную схему некоторой последовательности событий или «Истории» и затем включил в неё, приняв такое предположение, нуклеотиды, выходящие за пределы указанных элементов симметрий. Примечательно, в такой интерпретации заняло своё место ещё одно (после узнавания противопоставления стоп- и старт-кодонов) «нетривиальное» действие, неизбежное при узнавании Сообщения - симметризация таблицы кода. Затем я показал, что получившаяся схема имеет очевидную интерпретацию в свете христианского  Священного Писания.

Начнём с графического резюме предыдущей части :



Рис. 1. Схема Истории, полученная в предыдущей части рассказа.

Далее мы посмотрим, рассматривая получившуюся схему как отправную точку, насколько естественно в неё включатся остальные элементы Идеограммы, не пренебрегая ни одним из них.

Что видим, то и добавляем.



Если отталкиваться от уже рассмотренных элементов Идеограммы, то естественно сначала рассмотреть связанные с ними элементы - элементы, как бы продолжающие их: так, в «сложной» половине Идеограммы осталось ещё нерассмотренным альтернативное прочтение 2й строки, связанное с уже рассмотренным прочтением через «числовое» равенство (222=222). С этим прочтением скоординированы «кодовые» прочтения в 1й строке (связанные кроме того и с «подсказкой»), а также «кодовые» прочтения 2й строки «простой» половины, также связанные «числовыми» равенствами (72) с триплетами «сложной» половины. Кроме того, триплеты вторых строк обеих половин связаны и через повторение с инверсией последовательности пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов, т.е. через симметрию того же типа, который отмечает «контраст» двух половинок Истории.

Перечисленные элементы, выделенные из полной Идеограммы, показаны на рисунке по ссылке (в текст я его не вставляю из-за громоздкости, но он может оказаться полезным читателю). Элементы идеограммы, которые мы будем сейчас рассматривать, изображены в «единой системе координат» на рисунке ниже.



Рис. 2. Инверсия типа азотистого основания соединяет две половинки Идеограммы. Показаны все триплеты с кодовой интерпретацией, центрированные относительно оси, заданной симметрией типа азотистого основания. Те триплеты, которые образуют "систему" (см. далее в тексте) помечены бирюзовым цветом.

Оказывается, что значительная часть триплетов (за исключением, пока что, триплетов GCC:Α и CTG:L стоящих с разрывом во второй строке «простой» половины, которые участвуют в числовых равенствах с нуклонной суммой 72) образуют довольно примечательную систему: они выровнены друг относительно друга, и все кодируемые этими триплетами значения уже имеют определённую интерпретацию, сделанную или при сборке Идеограммы или в предыдущей части рассказа. Также, отношение инверсии типа азотистого основания, соединяющее обе половинки, мы также уже видели в рамках абстрактной схемы и в рамках интерпретации в свете Священной Истории.

Думаю, что и тем читателям, для которых Священная История на данный момент никак не укладывается в голове, заметно, что кодируемые рассматриваемыми триплетами значения, т.е., серин «S», лизин «K», пролин «P» и стоп-кодон TGA, отданный под цистеин «C» при симметризации таблицы кода, т.е. значения всех триплетов, выделенных бирюзовым цветом на рисунке выше представляют собой особую выборку, которую трудно назвать «случайной» в свете даже одной только «формальной» точки зрения - их положения в Идеограмме и «естественной» интерпретации в ней и в абстрактной схеме Истории. Проговорим вслух «естественную» интерпретацию каждого из этих кодируемых значений.

  • С интерпретацией стоп-кодона TGA мы уже имели дело - в прошлой части этот кодон, стоящий в начале Истории был проинтерпретирован, «абстрактно», как прибавление чего-то к «пустому месту», а в свете Священной Истории как творение из ничего.
  • Интерпретацию лизина «K» мы также уже видели - он символизировал центральное событие в схеме Истории - переломный момент, переход между контрастными участками Истории.
  • Пролин в рамках интерпретации нам ещё не встречался, однако «исправление» «неправильной» молекулярной структуры пролина «P» - это одно из тех действий, возникших при распознании Сообщения, которые сами по себе напоминали интерпретацию. Очевидно, и в рамках текущей интерпретации пролин «P» должен символизировать нечто,  связанное с «неправильностью», чем-то требующем «исправления».
  • Серин «S» также уже встречался в контексте «естественной» интерпретации, требуемой для распознания Сообщения. Один раз в «подсказке» (см. рис 7 в Первой из частей рассказа, посвящённой «буквенным» симметриям), указывая на правильную альтернативу при упорядочении «обобщённых» кодонов. Второй раз, как одинаковое кодируемое значение двух триплетов - элементов симметрии, связывающего первые строки обеих частей Идеограммы. Смысл серина таким образом, в общих чертах, уже должен угадываться читателем (как контрастный смыслу пролина, что напоминает контраст симметрии, маркирующей две половины Истории). 

Поскольку триплеты, кодирующие серин «S» составляют значительную часть системы триплетов на рисунке выше, и их смысл важен для интерпретации, напомню детально, каково положение триплетов, кодирующих серин, в структуре Идеограммы.

Начнём с «подсказки»: посмотрим на иллюстрацию из соответствующей части (ниже она приводится с небольшими изменениями).



Рис. 3. "Подсказка", указывающая на выбор альтернативы при упорядочении двух аминокислот "Q" и "K" с одинаковым нуклонным числом (72).

Здесь всё должно быть понятно: одна альтернатива приводит к двум кодонам серина «S», а другая - к двум кодонам аргинина «R» в центре 1й строки. Под этими кодонами во 2й строке стоят два кодона лизина «K» - одной из «альтернативных» аминокислот. В последовательности «обобщённых» кодонов, образующих эту часть Идеограммы серин «S» и аргинин «R» расположены симметрично. При этом, «обобщенный» кодон серина (вертикальный) пересекается кодоном всё того же серина во второй строке (горизонтальным), так что образуется крест из равнозначных триплетов. Напротив, «обобщенный» кодон аргинина пересекается стоп-кодоном TGA. Думаю, интерпретация серина «S» в рамках данной конструкции, как указателя на правильную альтернативу, не должна вызвать вопросов. А кроме того, в полном соответствии с опознанной таким образом «подсказкой», целый ряд элементов симметрии, действительно, существует при упорядочении, на который «указывает» серин и отсутствует при альтернативном (при необходимости можно обратиться к обзорной иллюстрации).

Далее, посмотрим на симметрию, связывающие первые строки обеих половинок Идеограммы.



Рис. 4. Симметрия, связывающая первые строки обеих половинок Идеограммы.

Как видим, связующим элементом этот симметрии является триплет, повторяющийся через ряд преобразований. При этом два «образа» этого триплета, т.е. AGC и TCG кодируют серин «S», образуя минимальный кодовый «баланс». Отмечу, что серин - единственная аминокислота, у которой есть кодоны, получающиеся друг из друга через замену каждого нуклеотида на комплементарный ему, и единственная аминокислота, у которой есть кодоны не совпадающие ни в одном нуклеотиде (добавлю, что два других «образа» триплета, участвующие в симметрии, разумеется, по необходимости кодируют не серин, а другие аминокислоты). Значение триплетов, кодирующих серин в подсказке и их роль в данной симметрии, как мне думается, достаточно ясно указывают на интерпретацию серина в рамках Истории, которая далее независимо подтвердится при рассмотрении всей системы триплетов.

Итак, если мы рассмотрим всю систему триплетов и соображения, изложенные ранее, то в рамках текущей интерпретации мы должны будем интерпретировать пролин «P» как нечто, связанное с «неправильностью», а серин «S», напротив, как нечто, связанное с «правильностью». Обе аминокислоты, в таком случае, относятся к друг другу так же как два типа соответствия типа азотистого основания в симметрии, связывающей 1ю и 3 строки «сложной» половины идеограммы - инверсия и повтор, которые в предыдущей части были интерпретированы как две контрастных «характеристики» двух основных частей Истории. Теперь, чтобы написанное стало ясным, мы вернёмся к Рисунку 2, применим такую интерпретацию серина и пролина, и увидим, что расположение соответствующих 6и центральных триплетов структурно повторяет расположение элементов нуклеотидной симметрии, связывающей 1ю и 3ю строки «сложной» половины идеограммы.

Посмотрим на это на иллюстрации ниже.



Рис. 5. Триплеты, кодирующие серин "S" и пролин "P" образуют структуру, "логически" повторяющую симметрию инверсии и равенства типа азотистого основания, связывающую нуклеотиды 1й и 3й строк "сложной" половины.

С точки зрения интерпретации в широком смысле это можно считать как подтверждением «неслучайности» - намеренности включения в структуру Идеограммы противопоставления двух «контрастных» пар элементов, так и уточнением смысла инверсии и равенства как «неправильного» и «правильного». Переход, в таком случае надо интерпретировать как «исправление».

С точки зрения интерпретации в свете Священной Истории это «структурное» повторение одной из уже рассмотренных симметрий само по себе не добавляет новизны, хотя и добавляет уверенности в правильности интерпретации. Однако, мне кажется, что для читателя, знакомого со Священной Историей и воспринимающего её всерьёз, в данный момент должно быть ясно с поразительной определённостью, что или вернее Кого символизирует серин в соответствующей интерпретации. Здесь стоит отметить не только указание на «правильность», но даже нуклонное число этой аминокислоты - 31 (мы помним про выделенную десятичность «числовых» симметрий и, конкретно, про обилие кратных 111), и два триплета, её кодирующих в рамках изображённой на Рисунке 4 симметрии, нуклеотиды которых связаны отношением комплементарности. И так как речь зашла о комплементарности, можно заметить, что в абстрактной схеме Истории значение соответствующей симметрии 1х строк половинок Идеограммы вряд ли может быть конкретизировано (хотя «в общем» можно предположить значение «согласованности», «сообразности», и может быть, даже взаимной обусловленности двух половинок Истории), но комплементарность конкретно двух упомянутых триплетов AGC и TCG на Рисунке 4 в свете Священной Истории следует интерпретировать исключительно специфически - как отношение «образа» и «подобия».

Итак, последовательность триплетов во второй строке «сложной» половины Идеограммы оказывается состоящей исключительно из триплетов, имеющих интерпретацию, так что оказывается возможным добавить эти элементы в Историю. Посмотрим на это добавление на рисунке ниже и прокомментируем его немного.



Рис. 6. Альтернативный способ "кодового" прочтения 2й строки "сложной" половины Идеограммы добавляет два элемента к "краям" Истории.

Как мне кажется, способ добавления, изображённый на рисунке выше не должен вызывать сомнения: во-первых, если мы полагаем, что «альтернативный» способ прочесть последовательность триплетов во второй строке говорит нечто о той же Истории (на что указывает и нуклонное равенство 222), то придётся уравнять 2 центральных триплета лизина AAA: «K» «альтернативного» прочтения с одним таким же триплетом «основного» прочтения (в Истории только одно центральное событие). Во-вторых, крайние триплеты, «естественным» образом должны говорить о начале и конце истории - другой способ дать им положение был бы ничем немотивирован, учитывая, что с двумя центральными контрастными частями Истории уже ассоциированы другие триплеты. Оказывается, что нечто «правильное», символизируемое кодоном серина, уже существовало в начале Истории (и христиане знают, что в начале было Слово). А в конце Истории будет некое добавление, подобное самому первому добавлению в начале Истории (и христиане, по обещанию Христа, ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда).

Резюмируем всё вышесказанное на рисунке ниже.



Рис. 7. Резюме сделанных добавлений.

Итак, структурно, триплетные симметрии повторяют нуклеотидные симметрии 1й и 3й строк, дополняя смысл инверсии посредством противопоставления серина «S» и пролина «P», а смысл тождества через тождество серина «S» с самим собой.

К экстраординарному использованию в Идеограмме триплетов, кодирующих серин «S», можно добавить и то, что триплеты, кодирующие лизин «K», символизирующие центральное событие, окружены со всех сторон триплетами, кодирующими серин «S» или связанными с таковыми через нуклеотидные симметрии, при этом триплеты, стоящие по обе стороны от центра симметрии «смотрят» друг на друга и «указывают» на центральное событие.



Рис. 8. Триплеты "кодирующие" центральное событие со всех сторон окружены триплетами, кодирующими серин или их отображениями, при этом, отображения "направлены" навстречу соответствующим "исходным" триплетам.

Итак, на данный момент оказывается, что все триплеты «сложной» половины Идеограммы, которые были интерпретированы как кодоны при её построении, оказались интерпретированы в рамках «Истории», при этом в свете Священной Истории все элементы интерпретации заняли свои места очевидным и недвусмысленным образом. Вообще, каждый нуклеотид «сложной» половины поучаствовал в интерпретации, по крайней мере, один раз. Элементы «простой» половины Идеограммы, как и элементы, связывающие обе половины, также участвовали в интерпретации существенным образом, но они ещё не были рассмотрены вполне исчерпывающе. Посмотрим теперь внимательнее на то, что осталось без интерпретации.

Интерпретация остатка.



Рис. 9. Элементы "простой" половины Идеограммы в составе трёх симметрий, связывающих обе половины. Также показаны уже интерпретированные элементы "простой" половины Идеограммы и связанные с ними триплеты "сложной" половины.

Как видите, не так уж и много ещё осталось вне рассмотрения: симметрии 2й строки «простой» половины уже рассмотрены в значительной степени - мы не затрагивали  лишь  альтернативное «разорванное» чтение и само нуклонное равенство с суммой 72. Нуклеотиды 1й строки «простой» половины также участвовали в интерпретации - в интерпретации значения триплетов, кодирующих серин. Есть ли что-то в этих оставшихся элементах, что поддаётся интерпретации?

Деталей здесь совсем немного, и простое рассмотрение их не заняло бы много времени, но мне хочется начать с пары слов об «общей картине», которая, хотя и дана непосредственно на Рисунке выше, достойна, на мой взгляд артикулированного (так сказать, «детального» - здесь есть нечто диалектическое) рассмотрения.

Две половины Идеограммы  связаны тремя сериями симметрий: 1 - противопоставлением типа азотистого основания во 2х строках, 2 - комплементарностью триплетных элементов в 1х строках и 3 - равенством нуклонных сумм во 2х строках. Эти три отношения «простой» и «сложных» половин Идеограммы привлекают к себе внимание. Такая настойчивая скоординированность двух половин Идеограммы, особенно с учётом того, что значительная часть этой скоординированности уже включена в интерпретацию, побуждает идти в интерпретации до конца (впрочем, как я писал ранее, уже с самого начала интерпретации одна из интенций, стоящих за интерпретацией - это тотальность (другая - согласованность): я исхожу из того, что бессмысленные элементы - это не то, чего следует ожидать от Автора данного Сообщения.

Итак, симметрия «1», т.е. противопоставление типа азотистого основания, скоординированная с системой противопоставленных триплетов серина «S» и пролина «P», как мы видели ранее, повторяет нуклеотидные симметрии «кодирующие» две контрастные половины Истории и уточняет смысл контраста. Формально, с точки зрения абстрактной схемы Истории, сюда можно было бы добавить и симметрию «3» - числовые равенства с суммой 72 которые объединяют триплетные чтения «простой» половины с центральным триплетом «сложной» половины (но ничего существенно нового к схеме Истории это не добавляет, т.к. видимая интерпретация такого уравнивания - указание на то, что триплетные чтения «простой» половны должны как-то уточнять центральное событие, только повторяет уже сделанную интерпретацию других симметрий).

В свете же Священной Истории, система противопоставленных триплетов серина «S» и пролина «P» без сомнения символизирует «исправление» человечества - воплощение Сына Божьего. Хочу подчеркнуть (подразумевая, но не повторяя сказанное ранее), что как бы кто ни относился к Священной Истории, в её рамках контраст двух половинок истории именно такой, и если оставаться в рамках этой интерпретации, то контраст пролина и серина может быть интерпретирован только как контраст старого и нового человечества - человечества по образцу Адама и человечества по образцу Христа, нового Адама. Но при такой интерпретации становится осмысленным и само число, характеризующее соответствующие числовые равенства (в том числе и сумму нуклонных чисел серина и пролина) т.е. «72», т.к. число 72 в Священном Писании имеет, фактически, единственную интерпретацию -  символическое число народов, составляющих человечество (и притом только в специфически православной версии, в Септуагинте - древнем греческом переводе Священного Писания и сделанных с неё переводах, но этот неожиданно возникший библейско-текстологический вопрос я оставлю за кадром). Конкретно, это число имён потомков Ноя, перечисленных в 10й главе книги Бытия. Более того, в этой же интерпретации обретает смысл и альтернативное прочтение 2й строки «простой» половины (с разрывом): это прочтение состоит из двух триплетов, кодирующих аланин «А» с нуклонным числом боковой цепи 15 и лейцин «L» с числом 57. И если посмотреть на список 72х потомков Ноя более детально, то окажется (по всё тому же тексту Септуагинты), что одна из трёх частей этого списка, относящаяся к старшему (опять же, по Септуагинте) сыну, состоит из 15и имён. Кто-то, быть может, скажет, что несмотря на всю неустранимую скандальность библейской интерпретации для большинства вероятных читателей, рассказчик мог бы и воздержаться от указаний на столь удивительные совпадения. Но если кто-нибудь, кто верит или хочет поверить, хотя бы воскликнет тут что-то вроде: «вот это хохма!», на мой взгляд, он будет ближе к правильному пониманию :) И если читатель стерпит скандальность рассказа, он имеет шанс увидеть ближе к завершению рассказа об интерпретации поистине чудесное подтверждение данной интерпретации.

Но пока я ещё немного усугублю специфическую библейскость интерпретации рассматриваемой числовой симметрии, связывающей две половины Идеограммы: можно вспомнить также из Священного Писания, что «пределы народов» поставлены Богом «по числу ангелов Божиих» (и снова, только по Септуагинте) и увидеть в противопоставлении «простой» и «сложной» половинок Идеограммы противопоставление «человеческого» и «небесного» миров. И далее, можно вспомнить из предыдущего рассказа, что мы уже видели подобное, хотя и не то же самое, противопоставление двух половинок во взаимном отношении двух триплетов, кодирующих серин в симметрии «2», связывающей 1е строки половин Идеограммы, которые в свете Священной Истории интерпретируются как символы двух природ Иисуса Христа, Божественной и человеческой. Подобие противопоставлений заключается в том, что на одном конце их обоих находится человечество. Итак , в свете Священной Истории, «простая» половина Идеограммы недвусмысленно ассоциируется с человечеством, исходя из всех симметрий, связывающих её со «сложной» половиной.

А теперь, если мы внимательно посмотрим на триплеты обеих половин Идеограммы, которые в процессе её построения и интерпретации были интерпретированы как кодирующие, мы увидим, что все такие триплеты «простой» половины (всего их 5, т.к. зеркальные образы триплетов, направленные в обратную по отношению к «кодовому» прочтению сторону, я не считаю), составленной, как мы помним из «обобщённых» кодонов «простых» семейств, сами относятся к «простым» семействам. Соответственно, все такие триплеты «сложной» половины сами относятся к «сложным» семействам (при правильном упорядочении двух аминокислот с одинаковым нуклонным числом 72; при неправильном же, один кодон аргинина из «подсказки» нарушит данную закономерность).

Итак, мы увидели ещё одно «скрытое» противопоставление двух половин Идеограммы. На рисунке ниже, я раскрасил соответствующим образом те изображённые на построенной ранее схеме элементы интерпретации, которые обозначены символами кодируемых аминокислот (надо сказать, что «небесный» и «земной» цвета, которые я с самого начала выбрал для раскраски таблицы кода по семействам были выбраны совсем из других соображений, задолго до попыток интерпретации Сообщения; по независящим от меня причинам получилось весьма уместно).



Рис. 10. Все триплеты, интерпретированные в строках обеих половин Идеограммы как кодоны, "правильно" распределены по соответствующим семействам кодонов в генетическом коде. Это касается абсолютно всех таких триплетов (12и в "сложной" и 5и в "простой" половине), не только тех, которые кодируют соответствующие аминокислоты-символы на этой иллюстрации.

Итак, с формальной точки зрения, три серии симметрий и выявленное только что правильное распределение кодирующих триплетов не даёт материала для добавления чего-то нового к схеме Истории, но показывает весьма настойчивую ассоциацию «простой» половины Идеограммы с центральным событием Истории, продублированную посредством нескольких симметрий. С точки зрения Священной Истории эта настойчиво повторяемая ассоциация двух половин Идеограммы находит конкретную интерпретацию, включающую даже значения нуклонных сумм. «Простая» половинка Идеограммы оказывается ассоциирована с человечеством. Но всё ли это, что можно сказать? Интерпретация как будто обрывается на полуслове - после последнего заголовка было сказано многое, а в итоге, к схеме Истории добавилась только раскраска символов аминокислот. И как будто мы рассмотрели все элементы Идеограммы ... или что-то осталось нерассмотренным?

Взглянем ещё раз на «простую» половину Идеограммы, держа в уме всё, что было сказано ранее:



Рис. 11. Есть ещё кое-что.

Я раскрасил на иллюстрации 4 центральных нуклеотида 1й строки разными цветами, чтобы подчеркнуть, что эта четвёрка представляет все 4 разных типа нуклеотидов. Читатель, может быть, помнит, что в самом начале рассказа о буквенных симметриях, я отметил, что в центре строки находится четвёрка из всех 4х разных нуклеотидов: GG-TCGA-CC. После я заметил, что если читатель серьёзно относится к намеренно-разумному характеру расстановки аминокислот по кодонам то, возможно, он подумает, не задаёт ли этот «фрагмент картины» порядок нуклеотидов, важный для прочтения Сообщения. Пришло время вернуться к этому вопросу.

Читатель может поразмышлять, что если в Сообщении действительно дан определённый, выделенный порядок нуклеотидов? Что это может значить для прочтения Сообщения? Что надо упорядочить в соответствии с этим порядком и что это может добавить к интерпретации?

Завершение.

вера, наука, естественная апологетика, Сообщение в генетическом коде

Previous post Next post
Up