Нейромедиаторы. Дофамин

Jun 04, 2014 00:03

Я написал про вандализм один пост, второй, третий. И каждый раз я спрашивал себя: "а не хуйню ли ты сейчас делаешь?"

- Хуйню... и пост откладывается на потом. Хотя бы по той простой причине, что я пишу о том как бороться с вандализмом (и вообще о дизайне), не рассматривая причин появления этого желания.

Итак чувак, в твоей голове есть несколько отделов мозга, которые отвечают за разные функции твоего мираощущения, поведения и взаимодействия. И все это, нужно как то включать и выключать в нужный момент.

И тут эволюция подкидывает нам около сотни веществ называемых нейромедиаторами.

(если нужен сразу дофамин, то пролистайте до длинной жирной строчки)

Я не буду рассматривать все (по чесноку, я их даже не помню). Однако стоит сказать что любой из них распространен в твоем мозгу, но работает только в определенном для него участке, и имеет либо ускоряющий, либо тормозящий эффект.

Давай мы пройдемся по основным и поймем, к примеру, почему тебе так нравится бегать, ну или ковыряться в носу:

Серотонин - в случае нейромедиатора, это твое спокойствие, аппетит, оптимизм и здоровый сон. Ну т.е. если вдруг, весь мир дерьмо так что даже есть не хочется, то именно серотонин тебя предал. Помимо препарата "Прозак" его можно повысить сложными углеводами (спойлер: если депресняк, то ешь фасольку, а не бананы).

Норадреналин - родной брат серотонина (очень схож по структуре). Вырабатывается в голубом пятне ("центре удовольствия") и говорит тебе: "встань и беги".Это как адреналин, только для мозга. И вырабатывается он так же в стрессовых ситуациях, когда нужно максимально быстро соображать и принимать решения (когда инструктор по вождению на тебя орет, к примеру).

Ацетилхолин - управляет активностью участков мозга связанных с вниманием, обучением и памятью.

Глутамат - как олово связывает элементы на электрической схеме, так и глутамат связывает твои нейроны отвечающие за обучение и долговременную память.

Эндорфины - когда тебя кидает серотонин, а окружение давит на тебя условиями, к тебе приходит именно он. Подавляет стрес, убаюкивает нервную систему и позволяет тебе спокойно делать твое дело. Лично я именно так подсел, в свое время, на бег. Это клевое чувство легкости и возможности погружения в себя и свои мысли дарит тебе именно эндорфины.

Окситоцин - он помогает связывать и ассоциировать тебя с кем то еще, создавая чувство единства. Ну в общем, любовь - это на его совести (правда не стоит говорить "у меня с тобой акситоцин" своей девушке, если она не нейробиолог, конечно).

Вот как то так, в общем:


И тут мы добираемся до самого для нас нужного - дофамина.

Он помогает нам находить возможность получить вознаграждение. Ну и по ходу дела, вызывает в нас предвкушение и возбуждение. Т.е. если тебя привлек заголовок поста на хабре то в этот момент у тебя начинается вброс дофамина и ты щелкаешь по нему в жажде узнать что то новое.

Если ты сейчас усиленно ковыряешь в носу, в надежде достать эту выскальзывающую соплю, то именно дофамин заставляет тебя бороться с анатомией твоего носа и концентрировать твое внимание на этом скользком и забавном объекте.

Вообще конечно не стоит отдавать всю славу дофамину, ведь в этом процессе задействованы и миндалина, и префронтальная кора, и септум (страшные слова, которые можно не запоминать). Но запускает весь механизм именно дофамин. И именно дофамин стимулирует его на всем протяжении его работы. Однако если не стимулировать последующие выбросы дофамина, то система рискует заглохнуть как двигатель без топлива.

т.е. если ты дочитал до этого места - значит я правильно расставил акценты и осуществил правильный дизайн текста, стимулируя твою вентральную покрышку (так и называется, не вру). А если же ты уже готов закрыть все это, а дочитал только из за чувства последовательности, то мой дизайн гавно и я не справился с задачей.

Тут есть важный момент: чувство удовлетворения, от сопли что ты достал, на самом деле уже следствие выброса дофамина. Механизм устроен так, что работает он именно в момент получения и выполнения каких то действий, которые, как тебе кажутся, способствуют получению награды. Как только ты ее получил - кран перекрывается. И да, именно отсюда происходят суеверия, заповеди и прочие штуки в которые люди верят и стараются отчаянно соблюдать не ища подтверждения.

Такая же форма поведения наблюдается и у животных. Британские ученые (если я не путаю сейчас) провели эксперимент над голубями:
когда голубь совершал какое то действие - ему давали в награду корм. Голубь смекал (особенно если это пару раз повторялось), что он раскрыл важный секрет и для того что бы его покормили нужно сделать оборот на 360 градусов (ну к примеру). В итоге он начинал крутиться как юла, веря в эту примету и сохранял ее на некоторое время.

С дизайном та же фигня. Если на навигации написано что туалет в "том" направлении (привет каффка), то человек будет ощущать выброс дофамина на всем пути к нему, заставляя себя искать его. Как только он упирается в стену, а не дверь как он рассчитывал, то механизм стимуляции прекращает свою работу. Что же мы можем сделать? Правильно, поставить другой указатель, дабы поселить надежду в ищущем.

Однако тут есть и плохая сторона.

Ученые (гринписа на них нет), провели эксперимент и над мышами:
Прицепив к мозгу одной из мышей стимулятор, который, взаимодействуя с областью удовольствия, вызывал выброс этого самого удовольствия (в статье не уточняется что именно). А на стенку клетки повесили кнопку, которая активировала этот стимулятор на короткое время. Мышка нажала раз и получила свой заряд бодрости. Мышка нажал два и смекнула тему. В общем все кончилось тем, что мышь начала бешено жать на эту кнопку и скончалась от бесконечного кайфа.

Я хочу сказать что люди не многим лучше, в этом плане, и редко способны остановиться без вреда для здоровья (ну посмотрите на игроманов).

Вывод: если пользователь не сможет постоянно упираться в стены твоего дизайна, а постоянно будет видеть указатели, то дофамин станет непрерывно стимулировать систему мотивации и концентрации. А сам пользователь останется в хорошем настроении и впечатлении.

Вообще тут можно писать почти бесконечно приводя примеры, но лучше я потом постараюсь приводить их уже на методах решения задач.

И да, тут так получилось, что grosslarnakh сегодня написал пост про дофамин.

нейродизайн, многобуков, мозг, дофамин

Previous post Next post
Up