Голод как инструмент, на пути к счастью.

Jun 08, 2014 15:49

Всадник на вороном коне.

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. (Откр. 6:5)
Цвет коня третьего всадника намекает на цвет падшего [от голода] скота, а весы (мера) указывают на «безжалостное правосудие». Так же на голод намекает следующая строка:
И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий , и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
И хотя современному человеку данные цены ничего не говорят, во времена Иоанна Богослова это было чрезвычайно высокой ценой. Нарицательное имя всадника - « Голод » («Глад»)

Друг мой, помнишь то чувство, поздней ночью, когда тебе вдруг захотелось есть? (или вообще когда тебе чегонибуть необъяснимо хотелось)

Так вот знакомься, это твой "Голод" - твоя система поддержания жизни, которая сообщает сознанию что ему нужно в данный момент (это не обязательно еда. Это могут быть секс, наркотики или рок-н-ролл, на полном серьезе).

Со своей стороны, он поддерживает довольно сложную систему восприятия и стимуляции чувств и организма, но для твоего сознания это сводится к методу "кнута и пряника" в трех действиях:

1. В ответ на стимул от организма, или отделов мозга, создается побуждения, требующее удовлетворения. Например, если у тебя в крови упадет глюкоза, то организм тебя отправит есть, а если ему захочется окситоцина, то заниматься сексом. Однако более сложные запросы не так просто распознать. Одиночество, тоска, скука и прочее проблемы, что не выходят за пределы твоей головы, создают в теле "пустоту" вполне реальную, очень похожую, на пустоту желудка, но может быть и не столь отчетливой, в случае душевной опустошенности. Как бы там ни было, все это создается для того что бы побудить тебя к действию и ощутить потребность физически.

2. Вознаграждение (момент который нам наиболее интересен). Когда в кровь поступают питательные вещества, это поддерживает в нас жизнь, и организм, за это, дарит нам положительно ощущение. И тут стоит отметить (и выделить жирным), что награда дается не за то что вы получили, а за сам процесс получения. Именно по этому процессы готовки, ухаживания или мольбы к богу, обрастают таким количеством ритуалов, обрядов и суеверий.

И тут вспоминается анекдот:
Собрал как то прапор солдат утром.
- Так, одни берут ломы, вторые лопаты и все вместе подметаем плац.
- Так тов. прапорщик, ведь ломами невозможно подметать плац...
- да мне похуй что невозможно - мне нужно что бы вы заебались!

Ну т.е. когда ты изрядно помахал ломом, ты находишься в состоянии предвкушении отдыха и похода в столовую. Однако понимаешь, что от искомого, тебя как раз отделяет махание ломом, по результатам которого, тебя могут наказать или поощрить. И ты соответственно придумываешь себе обряд для достижения цели: махая ломом, прячась по кустам от старшины, заставляя работать кого то за себя и пр. что взбредет тебе в голову. И когда ты начинаешь ему следовать и видеть что все получается, то в твою кровь начинается выбрасываться дофамин, лелея надежду о скором вознаграждении и позволяя концентрироваться на твоем деле.

Тут стоит отметить, что если старшина все таки заметит что ты не работаешь и даст мзды, то дофамин сыграет с тобой злую шутку и ты рискуешь очень сильно испортить себе настроение, т.к. в этом случае ты запустишь механизм злости. Схожую реакцию мы можем наблюдать у себя, когда заходим на сайт в хорошем настроении - уверенные что найдем на нем то что нам нужно, - но из за плохого дизайна и невозможности найти информацию, уже через 2 минуты сидим взбешенные.

3. После завершения всех действий наступает заполнение пустоты. И тут, на самом деле, не так важно плохие это будут чувства или хорошие. Как говорят творческие люди: "нужно почувствовать что ты живой", а через кнут или пряник, уже не так важно. Это чувство будет сохраняться пока не возникнет новая потребность того же рода.

И что бы объяснить наглядно, мы перейдем со здоровой головы на больную.

Ничего удивительного в том что система "желание - действие - удовлетворение" дает сбой (как вообще любая система). И наши побуждения, либо перестают приводить к совершению соответствующих действий, или же эти действия перестают удовлетворять (ну как мышка из прошлого поста).

Первый тип сбоя может привести к потери подвижности и вообще нормальному существованию. Однако, в контексте данного блога, он нам не нужен и потому я их упущу, постараясь сконцентрировать твое внимание именно на втором типе.

Обжорство, нимфомания, яростное религиозное поклонение или простой тик (я вот носом дергаю) - все это сбой твоей системы, а действия которые совершаются во время такого "Голода" - попытка удовлетворения, хоть на какое то время.

Ярким примером сбоя без тормозов является синдром Туррета. Синдром работает на основе выработанных паттернов - некоторых готовых алгоритмов движения, которые с годами стали машинальными движениями, позволяющими не отвлекаться на их обдумывание и воспроизводить автоматически. Спазмы двигательной активности, происходят у всех, но именно у больных синдромом Туррета отсутствуют тормоза, что приводит к непроизвольным движениям, выкрикам и странному поведению.

Казалось бы, как связанны спазмы и голод. Однако, больные этим синдромом с тобой не согласятся. Вообще они способны контролировать свои движения некоторое время, но с каждым промедлением желание совершить это действие усиливается, требуя все большего удовлетворения. И это касается как движений, так и выкриков, которые были когда то занесены в память (мат, как наиболее эмоционально окрашенная фигура речи, очень просто запоминается и как следствие воспроизводится, как простой способ удовлетворения).

Современная философия говорит нам о том, что смысл жизни в счастье и удовлетворении потребностей и в общем то она права. Однако современный мир сделал это удовлетворение настолько простым что оно перестало приносить нам удовольствие.

Раньше (когда ребята занимались охотой, войной и земледелием, а вайфая еще небыло), что бы поесть, нужно было: сделать копье, встать по раньше, загнать и убить зверя, разделать и приготовить его; т.е. дохера дел что бы поесть. Тем самым голод настолько закидывался дофамином от каждого действия, что его с головой хватало что бы не заморачиваться на счет лайков под фоточкой.

Сейчас же, тебе просто нужно дойти до макдака (ну или что у тебя там). И ты как бы поел, но голод то никуда не ушел =( и тебе приходится его докидывать: вторым бургером, лайками под фоточкой, апатичное вечернее листание вконтактика/фейсбучка/ЖЖешечки, наркотиками и алкоголем, верой в бога и суеверия. В общем всем тем, что хоть как то дает тебе в жизни цель или помогает ее скоротать и забыться.

Промежуточный вывод: что бы быть счастливым - нужно заебаться.

Чем же это нам поможет в работе со здоровой головой и дизайне? Ну первое, что нам стоит признать, это то что у мозга есть некоторое количество заготовочек (паттернов), которые человек вырабатывает в течении жизни надеясь в конце каждого (или в сумме таких паттернов) получить награду. Однако, если этой награды вдруг начинает недоставать, то человек начинает заниматься хуйней, в надежде всячески этот голод удовлетворить. И потому он рисует на стенах, ломает городские объекты, ворует, убивает или постит всякую херню друзьям в профиль соц. сети дабы хоть как то ознаменовать свое существование (я вот блог завел, да). И это не плохо и не хорошо, это просто так есть, и это необходимо учитывать.

Когда мы сможем построить общество и окружение таким образом, что голод будет учитываться, а для счастья не нужно будет просто нажать одну кнопку (ну или этих кнопок будет в достаточном количестве), мир станет куда добрее и осмысленнее.

нейродизайн, сознание, многобуков, мозг, дофамин, паттерн, голод

Previous post Next post
Up