Абхазия. День 4. Сухум

Apr 25, 2012 14:27

С самого первого дня экспедиции мы жили в Сухуме, всего в каких-то 50 метрах от моря, но сам город ещё не видели. Да, мы ужинали в паре кафе, но Георгий привозил нас в них, а потом сразу забирал. Так что осмотр столицы Абхазии - сегодняшняя наша цель.

Сухум (или по-абхазски - Акуа, по-грузински - Сохуми) - столица Абхазии, своё название получил с присоединением Кавказа к России, но поселения на этом месте возникли ещё VI в. до н. э. Местность носила разные названия: Диоскурия, Себастополис, Цхум/Цхуми, Сухум-Кале, Порто-Менгрело - все они отражают разные эпохи и разные культуры.

Сухум - одновременно и столица, и курорт, и портовый город.
Во время грузино-абхазского конфликта город много раз переходил из рук в руки, и очень сильно пострадал. За следами войны и сейчас далеко ходить не надо... Но обо всём по порядку.

1▼ В отличии от вчерашней промозглой погоды в Ткуарчале Сухум, наконец-то, порадовал нас настоящим курортным солнцем. А начали мы свою прогулку с городского пляжа в районе Красный Маяк

2▼ Рядом с пляжем - судоремонтный завод

3▼ В его [завода] прибрежной полосе стоят несколько проржавевших катеров, на плаву ли они - не известно

4▼

5▼

6▼

7▼ Прямо здесь же причаливают рыбацкие лодки с уловом хамсы (анчоуса). Рыбаки очень приветливые, и с удовольствием фотографируются

8▼ Хамса - тоже не против

9▼ В море ходят под слабеньким мотором Ветерок (8 л.с.)

10▼

11▼ Улов перегружают вот в такие ящики, и он тут же расходится по прилавкам и ресторанам

12▼ Колоритная бабуля - каждое утро приходила за этими ящиками с рыбой, брала ровно 3, и увозила в неизвестном направлении. Думается, что продавать на рынок

13▼ На территории завода находится деревообрабатывающее предприятие с звучным названием "Пилолес". Гостеприимство абхазов, конечно, не знает границ, но это было первое и единственное место, откуда нас прогнали. Позор на их головы. Распиленные доски - это же стратегический объект...

14▼ На тот же завод указывает и ещё одна вывеска...

15▼ Ну а мы с утра пораньше едем осматривать единственное действующее депо на АЖД - абхазской железной дороге - депо Сухум. Вход в него никто не охраняет

16▼ Наш проводник Георгий договорился с начальником депо (некий Гиви), и мы получили разрешение устроить в депо фотосессию подвижному составу

17▼ Впрочем, большая часть имущества депо ожидаемо находится в состоянии хлама, большинство локомотивов стоят в очереди на распил

18▼ Основа парка депо - старые электровозы ВЛ8 (начало выпуска - 1950е года)

19▼

20▼ Практически все вагоны либо уже распилены, либо готовятся принять эту участь

21▼

22▼

23▼ Это не реклама, это - традиция

24▼ Внутри локомотивов есть пара интересных деталей

25▼

26▼

27▼ Блок камер хранения. Отдыхающие уже давно в них ничего не оставляли...

28▼ В депо стоят 4 относительно новых тепловоза М62, но Гиви как-то туманно выразился об их происхождении, так что и судьба их непонятна

29▼ Ну а мы "по шпалам, опять по шпалам" дошли до самой станции Сухум

30▼ Вокзал построен в типичном для СССР "курортном" архитектурном стиле

31▼ Но тоже не используется по назначению. Хотя это единственное здание вокзала на всей АЖД, внутрь которого просто так не попадёшь

32▼

33▼ Вокзал со стороны города. Привокзальная площадь используется как автовокзал

34▼ Из всего вокзального комплекса используется только маленькое крыло, в котором находятся кассы

35▼ На путях мы нашли проржавевший паровоз

36▼ Гиви говорит, что в 90е его использовали как котельную...

37▼ Закончим на сегодня с ЖД тематикой и прогуляемся по городу. Это будет наша первая прогулка по Сухуму, вторая - уже в день отъезда

38▼

39▼ Здание верховного совета, он ж - Белый дом. Сожжен в войну 92-93 годов, и до сих пор не восстанавливался. Говорят, нет денег

40▼ Центральный фасад здания выходит на площадь свободы

41▼

42▼ Мы же подойдём поближе к зданию

43▼

44▼ На фасаде - следы от снарядов

45▼ Что удивительно - жилые дома стоят сразу за правительственным комплексом. Непривычно

46▼

53▼

54▼

55▼

56▼ А это уже набережная и гостиница "Рица"

57▼ Бывшее кафе "Амра"

58▼

59▼ Вновь "Брехаловка" - помните ночные фотографии? - теперь мы дошли до неё днём. Как всегда полна игроков в шахматы и домино

60▼ Завсегдатаи Брехаловки

61▼

62▼

63▼ Не могли не отведать кофе в знаменитом кафе на берегу

64▼ после чего сделали ещё пару кадров набережной - высотки вдалеке - военные санатории, российский и абхазский

65▼

66▼ и уехали смотреть Шакуранский водопад в пригороде Сухума

67▼

68▼ Вокруг водопада выстроено кафе, территория ухожена. Вот что значит частное владение, а не государственная собственность...

69▼ Кстати, хозяева кафе абсолютно не препятствуют осмотру водопада, что приятно

70▼ Красотой этого места, поистине, можно наслаждаться бесконечно

71▼

72▼ Возвращаясь в Сухум, проезжаем мандариновую рощу. Абхазские мандарины - мой любимый фрукт ещё с детства. Другие я не признаю

73▼ Чтобы посмотреть предзакатный Сухум мы попросили Георгия высадить нас в районе пляжа Локомотив

74▼ и сразу же нашли ещё один интересный объект - заброшенный турецкий танкер

75▼ Говорят, танкер затонул в самый разгар грузино-абхазского конфликта, Турция от него отказалась, да и Абхазии он оказался не нужен - своих погибших кораблей у берега полно...

76▼ Так и лежит корабль, и с каждым годом всё глубже уходит под воду

77▼

78▼

79▼

80▼ Так уж получилось, что на танкере мы встретили закат...

81▼ скоротечный южный закат

82▼ разница между снимками - буквально минута

83▼ На этом вечерняя фотосессия была закончена, и мы перешли к кулинарным процедурам)) Один хороший человек из Питера посоветовал нам посетить апацху (кафе по-абхазски) "Кавказ" по соседству, и мы не разочаровались

84▼ Солянка, хачапуры, чача и даже простой овощной салат - всё было для нас приятным открытием. Скажу честно - мы еле унесли свои животы оттуда))

85▼ Обильно поев, необходимо было часть калорий сжечь, и мы вновь отправились на пляж за кадрами ночного сухумского неба

86▼

87▼

88▼ Ну и по традиции - панорама. Сегодня это река Кодор, самая мощная река в стране. Своё начало она берёт в небезызвестном Кодорском ущелье, не раз становившемся ареной того самого конфликта... Файл в исходном разрешении

На этом очередной рассказ подошёл к концу. Кто читал и смотрел фото - молодец! :)

PS Наверняка вы заметили, что я довольно часто упоминаю нашего проводника Георгия. Он действительно оказался очень интересным человеком, и во многих случаях без его помощи нам бы пришлось тяжко.
Его контакты (он сдаёт дом у моря, в котором мы и жили) я обязательно дам в конце моего повествования. Вдруг вам тоже захочется покататься с интереснейшим проводником по Абхазии ;)

Оставайтесь, впереди ещё много интересного!
Продолжение следует!

Навигация по поездке   День 1 ( Часть 1, Часть 2) | День 2 | День 3 | День 4 | День 5 | День 6 | День 7 | Бонус-пост