Формирование запроса на инновации в корпорациях

Jun 07, 2020 15:58


Тезисы к онлайн-конференции 9 июня 2020 года

Вторая онлайн-конференция по теме «Инновации в корпорациях» посвящена формированию запроса на инновации. Для судьбы любой промышленной инновации ключевым является наличие или отсутствие запроса в сфере ее применения. Процесс формирования запроса неразрывно связан с расстановкой приоритетов в промышленной политике государства, корпорации и отдельного предприятия. В связи с тем, что в настоящее время усиливается международная конкуренция, промышленный шпионаж и переманивание квалифицированных инженерно- технических специалистов, запросы на сторонние инновации не всегда могут быть опубликованы для широкого доступа. В то же время запрос (или его отсутствие) можно реконструировать, анализируя активность промышленных корпораций и холдингов в открытых источниках, например, по тематике корпоративных акселераторов и участию представителей крупных отраслевых игроков в деятельности институтов развития.



В связи с санкциями и процессом импортозамещения, идущим с середины 2010х, российские корпорации стали активнее изучать местный инновационный рынок и со своей стороны формировать соответствующий запрос. Однако до сих пор нет удовлетворительной методики, позволяющей не только закрывать «дыры» в производстве отечественной продукции, но и делать прогноз хотя бы на несколько лет вперед, опираясь на глобальные тренды и реалистичный анализ развития российского ОПК и индустриальной сферы. Складывается впечатление, что корпоративные менеджеры по инновациям ориентируются по «зеркалу заднего вида». Это приводит к тому, что запросы на инновации носят фрагментированный характер и не увязаны с корпоративными НИОКРами и стратегическими задачами развития. Инноватор со стороны может, в силу случайности, опыта работы в отрасли, личных связей или доступа к инсайдерской информации, вписать свою разработку в данный запрос. Но такой способ втягивания инноваций внутрь крупных структур не создает воспроизводимого коллективного опыта и системного механизма взаимодействия инноваторов и корпораций.

Разворачивающаяся с января 2020 года трансформация госуправления в нашей стране направлена на усиление роли государства и его прямых агентов в экономике. Этот процесс неизбежно приведет к устранению независимых экономических субъектов в промышленности. Для российского среднего бизнеса в индустриальной сфере это изменение не носит драматического характера, так как экономической самостоятельности и конкуренции в ключевых промышленных секторах по сути не было. Произойдет усиление взаимодействия промышленности с вузами, взявшими на себя после деиндустриализации 1990-х функцию поставщиков сторонних инноваций.

В то же время организованная на государственном уровне пропаганда технологического предпринимательства породила большое число научно-технических МСП и независимых команд разработчиков, особенно среди молодежи. Далеко не все выпускники инженерно-технических вузов готовы оставаться на кафедрах или работать на предприятиях. Опыт промышленно развитых стран, в первую очередь Германии, показывает, что инновации рождаются в небольших высококвалифицированных компаниях, обладающих узкими компетенциями. Образно говоря, лес состоит не только из корабельных сосен и мощных дубов; жизнь лесной экосистемы обусловлена связями между огромным числом организмов - биоценозами. Инновационная экосистема сильна именно связями между разными типами участников, и здесь роль малых КБ, инновационных компаний, инжиниринговых фирм сложно переоценить. Действуя как бы хаотично, эти предприятия и коллективы руководствуются не ценовой конкуренцией, убивающей творческий дух, но процедурами регулирования, в первую очередь международными, государственными и отраслевыми стандартами.

Мы наблюдаем своеобразный парадокс: развитие промышленности, особенно в ключевых сферах Индустрии 4.0, формируется не корпоративным запросом на отдельные инновации, а путем вброса новых технологий в «питательный бульон», в котором независимые инноваторы доводят эти технологии до стадии продукта. История развития химической промышленности в конце XIX-начале XX века дает яркий пример соорганизации мелких инженерных фирм Германии, в течение тридцати лет победивших колониальную британскую централизованную модель. Практика соорганизации существует уже полвека в сообществе разработчиков программного обеспечения, и именно ей мы обязаны лучшими достижениями в сфере интернета и т.наз. «технологий с открытым кодом» (open source), ставшими де-факто отраслевыми стандартами.

Начиная с 2011 года, когда правительство Германии вышло с инициативой автоматизации и роботизации промышленного производства, получившей название «Индустрия 4.0», промышленные корпорации и правительства развитых экономик предпринимают усилия по организации новых и поддержке сложившихся институтов, позволяющих независимым разработчикам плодотворно взаимодействовать с промышленностью. Этот опыт следует изучать, предварительно очищая от неизбежного в наше время пиар-налета, и адаптировать для ситуации в России.

Таким образом, корпоративные структуры должны регулярно исследовать инновационный «питательный бульон», не ставя, однако, задачу срочно найти недостающий «винтик» для крупной промышленной разработки. Роль крупных промышленных игроков должна быть не потребительской, но формирующей. Именно корпорации, участвующие в формировании глобальной научно-технической повестки и разработке отраслевых стандартов, могут задать рамку для небольших инновационных компаний, например, проводить инженерные смотры-конкурсы по решению определенных технологических задач. В ходе проведения этих соревнований и будет формироваться реальный запрос на инновации.

О проекте «Перезагрузка: другие инновации»

Проект нацелен на исследование и освещение в СМИ и соцсетях проблемы взаимодействия российских инноваторов, ведущих собственные разработки преимущественно промышленного характера, с корпоративными структурами. В настоящее время системная работа по организации такого взаимодействия на уровне государства отсутствует. В то же время выделяются значительные средства на «поддержку МСП», «развитие инноваций» и продвижению концепции Open Innovations (т.наз. «открытых инноваций», или внешних, сторонних инноваций, поступающих в корпорации вне сложившегося процесса НИОКР). Отдельные госкорпорации, в частности ГК «Ростех» и ГК «Росатом», создают и популяризируют программы развития внутренних инноваций, которые, скорее, имеют целью формирование кадрового резерва. Привлечение инноваторов со стороны воспринимается большинством руководителей промышленных предприятий как средство привлечения отдельных специалистов и инженерных команд на постоянную работу или элемент научно-технической аналитики, нежели как механизм организации взаимовыгодного сотрудничества.

Серия онлайн-конференций по теме «Инновации в корпорациях» проводится с апреля 2020 года инициативной группой в составе А.Г.Арнаутова. Л.Г.Голубковой и Д.В.Унжакова с целью анализа и выработки рекомендаций для заинтересованных сторон по организации взаимодействия в части внедрения инноваций в промышленности.В рамках проекта созданы каналы на Youtube и Yandex Zen,

https://zen.yandex.ru/id/5e6de393d965b421effcbe67

Перезапуск: другие инновации


Канал о теории и практике инноваций для крупных корпораций. Инновации в промышленности. Акселераторы внутренние и внешние. Открытые инновации. Формирование з

www.youtube.com


а также общедоступная группа в Facebook «Перезапуск: другие инновации»

https://www.facebook.com/groups/innoindustry/

Регулярно проводятся и публикуются интервью с инноваторами - руководителями малых конструкторских бюро и инновационных компаний. Опубликованы материалы первой онлайн-конференции «Технологические песочницы как инструмент индустриальных инноваций», прошедшей 19 мая 2020 года

image Click to view



Интернет, Германия, Индустрия 4.0, сети, инноватор, запрос, корпорации, инновации, сетевые малые КБ

Previous post Next post
Up