Метод схолий: информационная перегрузка и понимание текстов

Dec 14, 2019 23:50


Эта статья впервые опубликована в сборнике, подготовленном к конференции Русской аналитической школы «Аналитика на службе Отечеству».

Конференция состоялась в Доме журналиста 14 декабря 2019 года.



Аналитика на службе Отечеству. Выпуск 3 / Под ред. д.ф.н.,профессора Ю.В.Курносова. Серия "Русская аналитическая школа". - М.: ООО "РИТМ", 2019. - 208 с. - С. 14-23.



Русская аналитическая школа (РАШ) - некоммерческая организация, объединяющая профессиональных военных аналитиков, ветеранов спецслужб, специалистов в сфере идеологии и смежных дисциплин. РАШ проводит единственную в России программу подготовки аналитиков для сферы государственного и муниципального управления и национальной безопасности.

РАШ

Русская аналитическая школа

ранш.рф




Организатор и руководитель РАШ - Юрий Васильевич Курносов, д.ф.н., профессор, полковник запаса.

Я сотрудничаю с РАШ в области концептуальной аналитики. Настоящая статья посвящена адаптации известного метода текстологического анализа к подготовке аналитиков и организации собственного понимания высказываний общественных и политических деятелей.

__________________________________________________________________________________________

Интернет принес нашей цивилизации огромное благо - Cеть сделала информацию доступной. Однако у свободы распространения информации обнаружилась и неприятная сторона: современный человек оказался не готов к потреблению таких объемов новых знаний и сведений. Каждый из нас перегружен информацией, поступающей из разных источников: новостных лент, публикаций в соцсетях, мессенджерах, рассылок, онлайн-трансляций, видеороликов. Последние становятся все популярнее - большинство молодых людей до 25 лет предпочитает видео тексту. [1,2]

Можно сравнить эту ситуацию с другим взрывным эффектом второй половины XX века - увеличением количества доступной пищи. Объемы продовольствия в последние полвека растут, но их качество снижается. [3] Известно, что плохая пища становится источником интоксикации организма, а переедание ведет к расстройствам пищеварения и серьезным нарушениям обмена веществ. Об этой проблеме всерьез заговорили еще двадцать лет назад врачи и психологи, призывая к осознанному приему пищи и добровольному ограничению. [4]  Однако такое поведение невыгодно бизнесу, поэтому мы наблюдаем парадоксальный эффект: с одной стороны, качественная еда становятся дороже, но в то же время дешевые и некачественные продукты производятся во все больших объемах.

Такая же тенденция обнаружилась и в сфере потребления информации в Интернете. Симптомы «информационного переедания» проявляются в некритичном отношении к публикациям, поверхностном восприятии содержания.  Информационная перегрузка приводит к ослаблению аналитических способностей, неумению выделить главное и выразить свое отношение к содержанию. Как и в сфере питания, качественный контент становится редкостью, его сложно найти в поисковиках, потому что он не пользуется популярностью. Преобладают материалы, носящие зачастую конъюнктурный характер или оплаченные заказчиками.

Эту новую ситуацию используют в своих интересах профессиональные политики, журналисты, специалисты в сфере медиа и связей с общественностью, публичные фигуры. Несколько лет назад к ним прибавились блогеры и так называемые «инфлюенсеры» (от англ. influence - влиять), неофициальные лидеры, обладающие влиянием на свою целевую аудиторию. [5] С легкой руки американского художника и дизайнера Энди Уорхола, заложившего основы массовой рекламы, стало употребляться выражение «fifteen minute fame» (известность на пятнадцать минут), по смыслу аналогичное русскому «калиф на час». [6] Упор сделан на краткосрочной коммуникативной стратегии, призванной захватить внимание зрителей или читателей хотя бы ненадолго и довести до них одну простую мысль.

На наших глазах происходит изменение дискурса публичных выступлений: лекций, докладов, интервью. Они становятся все более фрагментарными, тезисы зачастую алогичны, не связаны между собой. Докладчики изъясняются короткими фразами, превращая их в пределе в набор лозунгов. Делая одно броское заявление за другим, современные «гуру» не стремятся к образованию своих поклонников и даже к тому, чтобы быть понятыми. Но современный потребитель контента уже не в состоянии отличить зерна от плевел и полагается на мнение посредников - редакторов и журналистов сетевых медиа, блогеров.

Не избежали этой участи и аналитики - те, кто призван быть маяками в этом бушующем сетевом океане. Независимая аналитика, возникшая в связи с развитием соцсетей, сейчас переживает серьезный кризис. Длинные тексты (от 1 тыс. печатных знаков), называемые «лонгриды» (от англ. long read), становятся менее популярными, так как все меньше представителей целевой аудитории могут их прочесть. [7] ВидеохостингYouTube рекомендует размещать видеоролики до 3-х минут, а оптимальная длина ролика в 2017 году составляла 4 минуты 20 секунд. [8]  Так как медийная сфера полностью коммерциализована, каждое сетевое издание или медийный ресурс вынужден привлекать средства от рекламы. Наиболее платежеспособная массовая аудитория в нашей стране - это люди 20-45 лет, которые и являются жертвами «информационного переедания». Круг замкнулся: чем более интенсивно и менее осознанно они потребляют некачественный контент, тем больше страдают когнитивными и перцептивными расстройствами, испытывают трудности естественной, «человеческой» социализации.

Следует постепенно формировать и вводить в общественный оборот культуру потребления сетевого контента. Стоит продвигать в публичный дискурс практику «информационной гигиены» и «информационной диеты». Формирование такой практики лучше начинать в сообществе аналитиков - тех, кто должен уметь анализировать информацию, вычленять явные и скрытые смыслы, владеть инструментами интерпретации, распознавания и представления идеологем, схематизации.

Русская аналитическая школа, миссией которой является сохранение и развитие отечественной традиции аналитики, может и должна заниматься адаптацией известных методов прежде всего в среде аналитиков-специалистов. К таким методам, в частности, относится осознанное комментирование текстов, известное как метод схолий. Слово «схолий» происходит от древнгреческого слова «школьный комментарий». [9] В историографии и источниковедении этим словом принято обозначать небольшие комментарии на полях или между строк старинной книги, направленные на разъяснение мест текста, которые показались комментатору-схолиасту трудными или зацепили его внимание. Схолии встречаются уже в античности, однако расцвет схолиастики приходится на ранее Средневековье. Во многом это связано с тем, что европейские монахи пытались вычленить смысл античных и раннехристианских текстов, написанных на неизвестных им языках или искаженных многочиcленными переписываниями и интерпретациями.



Людмила Голубкова о методе схолий

Метод схолий, предлагаемый автором для использования, состоит в следующем. Текст для анализа следует распечатать или спасти в качестве файла в текстовом формате. Сначала аналитик должен прочесть материал полностью, восстановить план и логику автора.  Для этого аналитик должен владеть умением просмотрового чтения. Далее аналитик должен медленно прочесть каждую выделенную часть плана, используя изучающее чтение. Анализировать таким образом можно и видеоролики, если самостоятельно сделать конспект или воспользоваться комментариями владельцев контента. План текста/видео, выявленный аналитиком, может не совпадать с формальным членением материала.  Каждый пункт плана должен быть кратко отреферирован и снабжен комментарием. После фрагментов текста, которые показались ему заслуживающими внимания, аналитик должен вставить свой комментарий, обозначив его иным цветом или курсивом. Предполагается, что в конце работы аналитик еще раз прочитывает текст вместе со своими комментариями и делает вывод в форме кратких тезисов. Такая деятельность приучает к разным способам работы с информацией, умению переключаться с потребления информации на ее осмысление, помогает интериоризировать («переварить») материал, превращая его в новое для себя знание. В отличие от простого «пробегания» текста или просмотра видеоконтента, схолии активируют навыки целостного восприятия, помогая вычленять главное в бесконечном и безграничном потоке информации, с которым обычный пользователь Сети уже справиться не в состоянии.

Известно, что опыт - лучший учитель. Автор применяет метод схолий с 2011 года. Впервые метод был опробован автором в ходе своего исследовательского семинара «Управленческие и методологические практики» в Некоммерческом научном фонде Фонде «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого» для анализа текста книги Г.П.Щедровицкого «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология». Результатом двухлетней работы семинарской группы стало переиздание книги с расширенным методическим аппаратом и комментариями участников. [10] За пять лет книга выдержала пять изданий и находится в списке бестселлеров отечественной управленческой и методологической мысли.



Лекции Г.П.Щедровицкого для кадрового резерва Минэнерго (начало 1980-х)

В последние годы этот метод дал автору возможность понять точку зрения влиятельных политических фигур и общественных деятелей, «инфлюенсеров». Среди них выделяется Анатолий Чубайс, глава госкорпорации «Роснано», член правления Goldman Sachs, участник многих форумов в Давосе, а также заведующий кафедрой технологического предпринимательства в МФТИ, представленный на сайте «Роснано» как «визионер и технологический предприниматель». [11,12] Анатолий Чубайс известен как неутомимый проводник идей экономизма и либерализма в нашей стране, активно продвигающий в общественное сознание определенный набор западных идеологем, направленных на замещение советских и евразийских идеалов и ценностей. Речь идет не только о внедрении чуждой идеологии  ради обретения контроля за интеллектуальной сферой. За идеологическим проникновением отчетливо видны интересы глобального бизнеса. Так, анализируя методом схолий интервью Анатолия Чубайса газете «Ведомости» по итогам Давосского форума в январе 2018 года, автору удалось реконструировать основные пункты строго антироссийской позиции этого высокопоставленного российского чиновника в сфере энергетики. [13]

_________________________________________________________________________________________

Ниже приведен образец применения метода схолий к еще одному выступлению А.Б.Чубайса, открытой лекции «Инновационная экономика - что это?» в рамках конференции «Подготовка кадров для инновационной экономики: ориентиры и контент» 20 октября 2019 года в МФТИ (далее «лекция»). Темой лекции стал российский венчур, инвестиционная поддержка инновационных проектов и состояние инновационной российской экосистемы в целом. Видео лекции размещено на сайте «Роснано» [11,14].

image Click to view



Основные тезисы  изложены в статье «Что может и чего не может русский венчур».  [15]

Анатолий Чубайс - о том, что может и чего не может российский венчур


Глава Роснано выступил с лекций в рамках конференции «Подготовка кадров для инновационной экономики»

www.if24.ru


Ниже в тексте выявленные смыслы обозначены обычным шрифтом, цитаты из текста взяты в кавычки, схолии автора помечены «С» и выделены курсивом. «Тезис» означает краткое обобщение нескольких схолий. А.Б.Чубайс обозначен аббревиатурой «АБЧ».

Часть 1. «Рука Бога и предпринимателя Адама»

1) Теоретические основы инновационной экономики как нового уклада.

АБЧ считает, что существует адекватное описание «инновационной экономики». Это теоретическая рамка, в которой мы работаем. Концепт инновационной экономики описан и известен.

С: АБЧ не проводит анализа адекватного процесса в XX веке в рамках капиталистической системы. Не упомянуты ни СССР, ни Германия, где собственно инновации и были. В результате не предъявлено теории инноваций, а повторяется крайне упрощенная, и поэтому неправльная, схема «инвестор дает деньги предпринимателю». Проблема в том, что такое упрощение является фасадом для определенного идеологического конструкта, способствующего выводу технологий в США, где венчурный рынок (=рынок венчурного капитала) существует. В других местах такого рынка просто нет. Вместо того, чтобы описать или дать ссылку на концептуальный анализ, нам предлагают плакат, аналогичный плакату советского периода «Наша помощь Африке», с поправкой на современную ситуацию.

Кто те экономисты, которых упоминает АБЧ? Адам Смит, который построил идеальную модель современного ему, очень узкого рынка. В настоящее время не выполнены условия, определяющие рынок в смысле Адама Смита: равенство небольших агентов, договаривающихся между собой. Кондратьев: говорил про большие циклы, не имеющие отношения к микрокэкономике, в которой постулируется инновационный проект и венчурный бизнес (на самом деле венчурный капитал - часть глобальной спекулятивной финансовой системы, но об этом предпочитают умалчивать). Шумпетер: переехав в США, Шумпетер признал, что он так и не понял, откуда берутся инновации (см. статью «Развитие» 1933 года, изданную только спустя 60 лет. [16]) Тоффлер: строго говоря, Тоффлер не экономист; он визионер.

Таким образом, АБЧ предлагает нам копировать систему, работающую уже более 100 лет и результаты деятельности которой неоднозначны. С другой стороны, имеется современный опыт анализа части этого периода «как есть», например, в блоге человека, стоявшего у истоков современной Кремниевой Долины, радиоинженера и венчурного инвестора Стивена Бланка - «Secret History of Silicon Valley» [17]

Steve Blank Secret History

And Ye Shall Know the Truth, and the Truth Shall Make You Free - John 8:32 (and the lobby of CIA Headquarters, Langley Virginia) A few other versions of the talk are here and here Secret Hist

steveblank.com


2) «Последняя революция - появление искусственного интеллекта».

С: Искусственный интеллект (ИИ) в такой постановке - это мем (идеологический конструкт, распространяемый по соцсетям и в СМИ), предназначенный для «продажи» бизнесу и потребителю. Пока никакого интеллекта, в человеческом смысле, нет. Есть автоматизация. Интеллект не равен алгоритму. Не известно, когда появится неалгоритмический интеллект, так как автоматизированные системы используют только дуальную логику. Что же касается исследований мозга, то несмотря на все успехи биологии и нейрофизиологии на морфологическом уровне, не построена действующая модель функционирования нервной системы даже для червя. Как думает человек - неизвестно. Однако концепт и мем «ИИ» очень удобен тем, что позволяет деятельность людей подстраивать под машинные операции. Уже проявились контуры инновационной экосистемы ближайшего будущего: управлением будет заниматься ограниченная группа людей, а остальное человечество будет алгоритмизировано или цифровизировано.

Часть 2. «Таблица Менделеева для стартапера»

1) АБЧ обсуждает процесс рождения инноваций. «Все начинается с ученого… Когда работоспособность концепции доказана, в дело вступают бизнес-ангелы… В результате появляется прототип продукта. На третьей стадии команда продукта регистрирует полноценный стартап - юридическое лицо - и работает дальше уже с профессоинальным инвестором - венчурным фондом… Это “таблица Менделеева” для инновационного процесса…»

С: Метафора - таблица Менделеева. Если вспомнить, полное название «периодическая таблица». Глава госкорпорации, отвечающей за наноиндустрию, не понимает сущности открытия Д.И.Менделеева. АБЧ описывает процесс, то есть линейную последовательность, а не таблицу.

2) АБЧ продолжает: «Это [инвестиции венчурного фонда] позволяет вывести продукт на серийное производство. Важной вехой будет достижение стадии продаж. Следующим шагом станет окупаемость». В то же время АБЧ замечает, что «… какая-то компания может быть сильно раскрученной, известной, однако продаж у нее не будет вообще.»

С: По факту стартапы не превращаются в большие компании, а продаются. Если изучить реальные истории развития крупнейших ИТ-корпораций, выяснится, что всегда есть заинтересованные стороны, которые превращают стартап в большие компании. Microsoft возник из продажи неработающей (!) программы для ЭВМ корпорации IBM, с которой была связана мама Билла Гейтса. Facebook Цукерберга обанкротился, и только потом пришли другие менеджеры и сделали из стартапа всемирно известную соцсеть.

3) Инновации и наука.  АБЧ замечает: «Интересно, что в процесе работы может кардинально меняться и сам продукт: часто стартаперы начинают с производства колбасы, а заканчивают выпуском вертолета. Важно отличать от инноваций науку: … часто это противоположные вещи».

3а) C: Вся известная история развития стартапов, даже среднего размера, указывает на то, что от «колбасы к вертолетам» не переходят, скорее, наоборот. Это видно по развитию бизнеса в нашей стране, когда бизнесмены, начинавшие с высокотехнологичных продуктов, были вынуждены уйти в реальный бизнес.

3б) С: Почему-то АБЧ не упоминает инженерию. Он пытается всю инженерную деятельность, от начала до конца, запихнуть в инновации. Однако инновации - это бизнес на инженерии. Инноватор берет из госсектора (предприятия, НИИ или вуза) разработку, в которой весь цикл НИР уже проведен, а ОКР близятся к завершению.

Тезис: Сама структура инновационной деятельности описана неправильно. «Придумали - дали денег - провели исследования - еще раз дали денег - построили большую компанию». Эта схема в действительности не работает. Детский сад…

Часть 3. «Бизнес как экстремальный дайвинг»

Инновационная деятельность как бизнес.

1) АБЧ описывает предпринимательство как «экстремальный спорт - “подводная спелеология”. Дайвер… предполагает, что там есть воздух, но его может и не быть… Если все удачно, стартапер выныривает на последних остатках кислорода. Однако не все могут вынырнуть и получить доступ к воздуху - деньгам инвесторов.»

С: Метафора красивая, однако не отражает сути инновационного предпринимательства. В описании АБЧ это - русская рулетка, повезло-не повезло, власть случая. Инвестирование - лотерея, крылатое выражение из Кремниевой Долины «spray and pray» (раскидывай и молись). АБЧ отрицает осмысленную стратегию в деятельности предпринимателя и инвестора. Однако грамотные венчурные инвестиции не имеют отношения к случайности. Это высокорисковые инвестиции, но все риски известны и даже просчитаны. Вопрос венчурного инвестора не в том, сколько стартапов выживет, а в том, будет ли выход из компаний с мультипликатором 2 или 100. Так что метафора фальшивая. СведЕние инновационного бизнеса к удаче отрицает профессионализм венчурного инвестора.

2) «Инновационный бизнес работает по совершенно другим законам, чем обычный. В основе традиционного бизнеса лежит принцип снижения затрат.»

С: Тезис ложный. Бизнесу нужно не снижать затраты, а расширять рынок. Именно поэтому традиционный бизнес зачастую борется с инновациями, потому что инновации могут закрыть для него рынок. Из-за этого покупка стартапов корпорациями, даже за большие (для авторов проектов) средства, имеет целью закрыть проект и положить инновацию на полку. Все средства расширения рынка хороши: подкуп госчиновников, как это делает Microsoft, полет на Марс, как в Space X… Что бы ни происходило дальше с космической Одиссеей Илона Маска, результат мы в России уже получили: у нас полностью (!) отобрали рынок космических перевозок.

3) АБЧ продолжает: «В инновационной сфере же главное - продукт… На одном из форумов в Давосе выступал Билл Гейтс, в его адрес звучало много критики, так как Microsoft тогда стал вести программу снижения издержек.»

C: Стратегия Microsoft с самого начала была неизменной: плохой продукт за небольшие деньги. Однако компания все время занималась расширением своего рынка за счет ценового демпинга и активного лоббирования своих интересов в госорганах.

4) Далее АБЧ замечает: «Другая особенность технологического предпринимательства - получение дохода там не стоит на первом месте. Для Илона Маска, я уверен, неважно попадет он в список “Форбс” или нет. Для него важнее… довести Tesla до самоокупаемости.»

С: На самом деле Маска не интересует даже Tesla. Он был выбран определенными структурами для реализации скрытой повестки, в которую входила задача отобрать у России рынок космических перевозок. В случае проекта Tesla, который полностью провалился, тем не менее, был достигнут другой результат: копируя стратегию Tesla, автомобилестроительные компании из ЮВА зашли в тупик. Поскольку в странах ЮВА нет собственных инженерных школ и высокотехнолоичных инноваций, со стороны США это был провокационный ход, замедляющий рост «азиатских тигров». Так что Илон Маск никакой не стартапер.

Кстати, а какие технологии использует Маск в своем проекте Space X? Немецкие! В связи с распределением областей после окончания Второй Мировой войны Вернер фон Браун и тысячи немецких инженеров и составили костяк нынешнего NASA. До конца 1950-х годов рабочим языком NASA был немецкий. Американцы тогда даже не могли сделать свой ракетный двигатель. До сих пор летают на советских двигателях РД-80. [18] Почему-то АБЧ не стал описывать инновационную цепочку в ракетно-космической отрасли: от ракетного проекта нацистской Германии до Илона Маска с «его» компанией Space X. А ведь вытеснение России с рынка космических перевозок за последние шесть лет - великолпено выполненная военно-политическая операция.

Тезис: Создается впечатление, что АБЧ намеренно расставляет для наших инноваторов «ложные маяки». С мифологией, да еще не нами созданной, далеко не продвинемся. Перенос опыта сложнейшей инновационной деятельности из одной страны в другую требует серьезного изучения, анализа, обобщения, выявления культурных и цивилизационных реалий, как способствующих, так и препятствующих такому переносу. Огромное значение имеет схематизация, «снятие» деятельности с образцов и адаптация для другой страны. АБЧ даже не удосужился поверхностно изучить вопросы переноса инновационного процесса из Штатов в Россию, хотя более десяти лет работает в инновационной сфере и может, в силу своего положения, иметь доступ к непубличным историям и реальным кейсам. То, что рассказывает АБЧ в лекции, можно прочитать в журналах, распространяющихся на рейсах бизнес-класса международных авиалиний. Может быть, АБЧ не хочет делиться своим реальным опытом? Нет, люди, которые знают действительное устройство инновационной сферы, могут о чем-то умолчать, но так не говорят.

Часть 4. «Шанс для России»

Ситуация в России и ее развитие

1) В этой части АБЧ описывает инструменты венчурного инвестирования: эндаумент-фондов, инвестиционных фондов, фонда фондов (РВК и «Роснано»).

С: 1а) Эндаумент-фонды не финансируют инновации. ЭФ являются одним из видов целевых фондов или трастов.  В ЭФ аккумулируется целевой капитал, доходы от размещения которого на финансовом рынке направляются на развитие университета для создания устойчивой финансовой модели. Вероятно, АБЧ путает финансирование университета как учебного заведения и инвестиции в университетские лаборатории и даже в конкретные исследования. ЭФ не финансируют ни исследования, ни стартапы.

Да, в России была создана система инвестирования в венчурные фонды через фонды фондов, такие как Российская венчурная компания и «Роснано». Но куда эти деньги ушли?..

В России были созданы и действуют институты развития - жаловаться не на что. Стоило бы изучить результаты их деятельности.

2) АБЧ обсуждает еще один источник средств для венчурных инвестиций - семейные офисы. «Когда-то я пошел к олигархам и попросил у них $1 млрд, чтобы заработать на венчурном рынке… “А ты есть в списке Форбс?”… - “Нет”… - “А мы вот есть, и мы умеем инвестировать сами, нам никто не нужен”, был мне ответ.»

С: 1б) Ну что же, олигархи еще давно дали свою оценку работе АБЧ.

Семейные фонды не инвестируют в инновации. Только несколько лет назад, в связи с колебаниями на финансовых рынках, ослаблением традиционных инвестиционных инструментов, управляющие состояниями получили задание прощупать сферу венчурных инвестиций и разместить в этом инструменте 5-10% капитала. Что касается семейных офисов с российскими корнями, то мы «впереди планеты всей». У нас есть системные инвесторы в ИТ, например, фонды Мильнера, Усманова. Последний является образцом скрещивания западных инвестиционных инструментов с государственными интересами.

3) В завершении темы источников инвестиционных средств АБЧ обсуждает негосударственные пенсионные фонды (НПФ). «Это большой объем средств… Однако этот источник у нас закрыт: НПФ запрещено размещать свои активы в инвестиционных товариществах».

С: И слава Богу! НПФ не имеют права вкладывать в высокорисковые активы. Надо изучить ситуацию, когда американские частные пенсионные фонды занялись такими инвестициями и что из этого вышло в 2008 году! Как уже всем стало известно, ничем не обеспеченные инвестиции привели к коллапсу мировой финансовой системы.

Тезис: АБЧ испытывает удивительное доверие к западным инвестиционным практикам и инструментам. Все, что там, работает замечательно. При этом АБЧ является одним из немногих российских государственных деятелей, допущенных в западную систему. Имея в течение тридцати пяти лет опыт прямого общения на самом высоком уровне, АБЧ, тем не менее, плохо понимает, как там устроена жизнь.

4) В конце лекции АБЧ говорит о провалах в российской инновационной сфере. «Один из главных: частный бизнес не пошел в инновации. Госкомпании из-за сильной забюрократизированности также не хотят идти в эту область. Академия наук так и не стала драйвером инновационного развития страны».

C: На что жалуется АБЧ? В такую схему стартапа, которую он изложил выше, не хотят вкладывать ни ОПК, ни частный бизнес. Академия не хочет отдавать свои разработки. «Роснано» вложил огромные средства в два проекта, которые уже были практически доведены до ума в академических институтах. РАН на этом не заработала ни денег, ни имиджа. Потому что госсредства были потрачены бездарно.

5) АБЧ: «Системных институтов не создано».

С: А РВК, Сколково, Роснано, наконец? Не следует путать «не создано» и «плохо работают». Подспудно АБЧ проводит мысль: «дайте еще денег - и все будет хорошо».

Тезис: Ситуация на инновационном рынке в современной России крайне неблагоприятная. А кто в этом виноват - догадайтесь сами!

Источники

1. https://medium.com/@giraff.io/видео-против-текстов-почему-они-еще-не-убили-друг-друга-812bac7f26732.

2. https://novayagazeta.ru/articles/2018/04/20/76240-pokolenie-s

3.  https://finance.rambler.ru/economics/35512348-kachestvo-produktov-padaet-kak-obespechit-prodovolstvennuyu-bezopasnost/

4.  https://e-libra.ru/read/371960-terapiya-pischevogo-povedeniya.html

5.  https://zen.yandex.ru/media/shoppingschool/infliuensery-kto-eto-i-skolko-oni-zarabatyvaiut-5c51c562b9032500ae272798

6.  https://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/699493

7.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Лонгрид

8.  https://www.econdude.pw/2017/01/optimal-video-length-youtube.html

9.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Схолии

10.  Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. - М.: издательство Артемия Лебедева, 2018. - 5-е изд. - 464 с.

11.  https://youtu.be/jNIr9BCTCOw

12.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Чубайс,_Анатолий_Борисович

13.   https://upravleniye.livejournal.com/12935.html

14.  https://www.rusnano.com/about/press-centre/first-person/294871

15.  https://www.if24.ru/anatolij-chubajs-o-tom-chto-mozhet-i-chego-ne-mozhet-rossijskij-venchur/

16.   https://upravleniye.livejournal.com/3888.html

17.  https://steveblank.com/secret-history/

18.  https://ru.wikipedia.org/wiki/РД-180

image Click to view



Текст моего выступления на конференции опубликован здесь

Щедровицкий, аналитика, Чубайс, предприниматели, Русская аналитическая школа, венчурный фонд, венчурный инвестор, текст, методология, Интернет, информационная перегрузка, инновации, инвестиции, метод схолий, идеология, понимание

Previous post Next post
Up