Метод схолий как необходимый инструмент аналитика в эпоху информационной перегрузки

Dec 14, 2019 20:58


Доклад на 4-й конференции Русской аналитической школы

14 декабря 2019 года, Москва, Дом журналиста



Людмила Голубкова

В реалиях гибридной войны, существенной частью которой уже несколько десятилетий является психологическая и психоисторическая война, понимание текста и анализ его смысла становится одним из ключевых умений аналитика.

Современная западная цивилизация сформировалась не только в ходе постоянных войн, но и в процессе непрерывных обсуждений, доктринальных споров, диспутов, критики оппонентов. Европейская культура немыслима без герменевтики и экзегетики, начиная с античности; без Сократа, Платона и в особенности Аристотеля и опирающейся на них схоластической традиции вычленения, анализа и конструирования смыслов. Умение реконструировать смыслы, логически противостоять словесным манипуляциям и создавать свои действенные смысловые конструкты составляют важнейшую часть арсенала идеологического оружия.

А что же у нас, в сегодняшней России? Кое-что из материального вооружения у нас еще осталось. Что же касается методов противостояния чуждым смыслам - ситуация катастрофическая. Положение усугубляется глубоким и всесторонним проникновением Интернета, несущего ничем не ограниченные потоки информации.



Интернет принес нашей цивилизации огромное благо - Cеть сделала информацию доступной. Однако у свободы распространения информации обнаружилась и неприятная сторона: человек оказался не готов к потреблению таких объемов новых знаний и сведений. С начала 21 века нарастает информационная перегрузка. Информационные потоки и форматы намеренно проектируются таким образом, чтобы отключить у обычного пользователя функции осознания и понимания.

Эту новую ситуацию используют в своих интересах наши противники, организующие процесс управления сознанием и поведением пользователей. Наряду с использованием традиционных медиа, нужные идеи проводятся через высказывания профессиональных политиков, журналистов, публичных фигур, представителей экспертного сообщества, публикуемые в соцсетях и мессенджерах. В последние десять лет мощным каналом трансляции идеологически заряженного содержания стал контент, генерируемый самими пользователями. Соцсети и другие виды одноранговой, неиерархической коммуникации порождают неофициальных лидеров мнений: блогеров и так называемых «инфлюенсеров», обладающих влиянием на свою целевую аудиторию.

Мы живем в состоявшемся «обществе постправды». На наших глазах происходит изменение дискурса публичных выступлений: лекций, докладов, интервью, презентаций. Они становятся все более фрагментарными, тезисы зачастую алогичны, не связаны между собой. Выступающие изъясняются короткими фразами, превращая их в пределе в набор лозунгов. Упор сделан на краткосрочной коммуникативной стратегии, призванной захватить внимание зрителей или читателей хотя бы на несколько минут и оказать на них управляющее воздействие.

Горькая ирония состоит в том, что независимая аналитика, возникшая в конце 1990-х годов как раз благодаря Интернету,  сейчас переживает серьезный кризис. Длинные тексты (от тысячи печатных знаков), называемые «лонгриды», становятся непопулярными, так как все меньше представителей целевой аудитории могут их прочесть. Видеохостинг YouTube рекомендует размещать видеоролики до 3-х минут (еще два года назад оптимальной считалась продолжительность 4 минуты).

Таков анализ ситуации. Возникает закономерный вопрос: а нам-то что делать?

И вот здесь на первый план выходит Русская аналитическая школа, миссией которой является сохранение и развитие отечественной традиции аналитики. РАШ является, возможно, самым уместным институтом, призванным заниматься сбором, адаптацией и развитием известных методов организации понимания текста. К таким методам, в частности, относится осознанное комментирование текстов, известное как метод схолий.

Слово «схолий» происходит от древнегреческого слова «школьный комментарий». В историографии и источниковедении этим словом принято обозначать небольшие комментарии на полях или между строк старинной книги, направленные на разъяснение мест текста, которые показались комментатору-схолиасту трудными или зацепили его внимание. Схолии встречаются уже в античности, однако расцвет схолиастики приходится на ранее Средневековье. Во многом это связано с тем, что европейские монахи пытались вычленить смысл античных и раннехристианских текстов, написанных на давно исчезнувших языках или искаженных многочиcленными интерпретациями.

Метод схолий, который я использую уже много лет, состоит в следующем. Текст для анализа следует распечатать или спасти в качестве файла в текстовом формате. Сначала надо прочесть материал полностью, восстановить план и логику автора. Далее надо медленно прочесть каждую выделенную часть плана. Анализировать таким образом можно и видеоролики, если самостоятельно сделать конспект.

Выявленный план текста/видео может не совпадать с формальным членением материала. Каждый пункт плана должен быть кратко отреферирован и снабжен комментарием. После фрагментов текста, которые вас зацепили, вы пишете свой комментарий, обозначив его иным цветом или курсивом. Выражать свое отношение надо ко всем бросившимся в глаза элементам текста, чем они короче, тем лучше. Это могут быть абзацы, фразы и даже отдельные слова. В конце работы вы еще раз прочитываете текст вместе со своими комментариями и делаете вывод в форме кратких тезисов.

С чего начать? Практиковать медленное чтение с целью дать себе ответ на 5 вопросов:

1) Что сказал автор?

2) Что хотел сказать автор?

3) Что автор не сказал, но, с вашей точки зрения, должен был бы сказать?

4) Что автор сказал помимо воли, о чем проговорился?

5) Зачем автор написал этот текст?

Составление схолий приучает к разным способам работы с информацией, умению переключаться с потребления информации на ее осмысление, помогает интериоризировать («переварить») материал, превращая его в новое для себя знание. В отличие от простого «пробегания» текста или просмотра видеоконтента, схолии активируют навыки целостного восприятия, помогая вычленять главное и организуя понимание текста.

Людмила Голубкова, текст, информационная перегрузка, Интернет, аналитика, Русская аналитическая школа, метод схолий, понимание

Previous post Next post
Up