Развитие и новизна: неизвестный Шумпетер

Feb 05, 2013 00:02


Мы входим в период столетних юбилеев книг. Начало XX века, до Первой Мировой войны, было ознаменовано небывалым интеллектуальным расцветом. Особенно отличались "страны оси", две сухопутных империи: Австрия и Россия. Неслучайно этот зарождавшийся новый мир был растоптан самой жестокой войной в западноевропейской истории и последовавшим разрушением континентальной Европы, длившемся два десятилетия. Две фигуры выделяются на общем блестящем фоне той поры: Богданов и Шумпетер. Именно они сформировали парадигму управления индустриального мира, которую мы знаем сейчас как "современную теорию менеджмента". А.А.Богданов (Малиновский) подписал в конце декабря 1912 года предисловие к первому тому "Тектологии". 29-летний Йозеф Шумпетер в этом же году издал свою "Теорию экономического развития".

Шумпетеру удалось ухватить новый механизм набиравшего полный ход крупного промышленного производства - новаторство: производство новой продукции, применение новых способов производства, освоение новых источников сырья, рынков сбыта. [Здесь и далее цитируется статья "Развитие". Шумпетер Й.А. Развитие // Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер. М., Эксмо, 2008.]. Такого рода экономическим созиданием занимается особый класс - предприниматели. Эта новаторская функция является для предпринимателя основной. Предпринимательство следует отличать как от научно-технических инноваций, так и от умелого использования банковских и бизнес-рисков. Чтобы принадлежать к сообществу предпринимателей, необходимо не только демонстрировать экономические достижения, но представлять собой определенный тип личности, иметь специфический образ мыслей, сильную волю, обладать интуицией. Шумпетер фактически придумал фигуру предпринимателя XX века. На смену ограниченному лавочнику и расчетливому буржуа Зомбарта, эксплуататору-капиталисту Маркса в новый технологический мир ворвался инициативный, быстрый, энергичный предприниматель-новатор.
       Шумпетеровский предприниматель постоянно находится в движении. Привязанность к одной организации не характерна для предпринимательской функции. В случае успеха предприниматель без сожаления покидает свое дело и начинает все заново. Он не только не является руководителем созданного им предприятия, но и часто не связан с ним отношениями собственности. Предприниматель должен быть свободен и открыт новому, в этой части он противостоит наемному менеджеру корпорации. Из новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводил сущность таких важнейших экономических явлений, как прибыль, процент, экономический цикл. Казалось бы, вот идеальная фигура, олицетворяющая собой изменение, агент развития par excellence.




Оставшись в экономической истории исследователем новаторской компоненты в предпринимательстве, Шумпетер в одной из своих поздних работ американского периода приходит к парадоксальному выводу. В статье «Развитие», написанной в 1933 году и остававшейся неизвестной вплоть до 1993 года, Шумпетер излагает новый взгляд на экономическое развитие и роль предпринимателя. Исследователя больше интересует не постепенный рост и связанные с этим мелкие изменения, а развитие - «когда норма меняется рывком»:
        «С точки зрения любой теории, основанной на адаптации, новизна непостижима... Какая-либо концепция, вроде “личности творца”, будет лишь описательным термином, который помогает обозначить новизну, но ничего не объясняет... Новизна является истинным ядром всего того, что необходимо признать неопределенным в наиболее глубоком смысле этого слова. В случае новизны как таковой, мы могли бы... рассмотреть новизну как независимую от причин и условий... Достижение новой формы путем постепенных, небольших адаптаций старой, не должно быть возможным».
        Кажется, что Шумпетер озадачен своим собственным наблюдением. Новое возникает само по себе, его невозможно ни предсказать, ни спланировать. Новизна ничем не опосредована: она ломает существующий тренд и заставляет людей вести себя по-другому. Шумпетер переосмысливает свой вывод двадцатилетней давности о предпринимательстве как двигателе экономики. Агентом изменений становится уже не предприниматель, а сама новизна. Так Шумпетер выходит за рамки экономической науки и задает философский, мировоззренческий вопрос:
       «Как возникает новизна? Почему некоторые люди начинают рисовать не так, как они учились, и каким образом этот новый способ рисования передается другим хуждожникам и их зрителям. Что, с одной стороны, является “энергией”…, питающей этот процесс, а с другой - механизмом этого процесса? Заметим, что даже если условные факторы проявляются посредством некого “механизма”, необходимости в каких-либо конкретных внешних движителях перемен не возникает». (курсив наш - Л.Г.)
        Шумпетер более не считает предпринимателя «внешним движителем перемен». Предприниматели, равно как и представители других творческих занятий, пользуются переменами, способствуют их проявлению. Отказывая предпринимательству в инновациях в сфере идей, Шумпетер помещает этот институт целиком в область практического действия. И здесь, за счет новых комбинаций уже имеющихся идей и ресурсов, предприниматель получает свою долю общественного пирога. Правда, на короткое время, так как появляется следующая порция «новизны», и опять предстоит организационная работа по комбинированию и рекомбинированию... Предприниматели, понимающие свою необычную сущность и предназначение, не пытаются строить организации, а дают возможность им развиваться в соответствии со своим видением и ценностями. Шумпетер определил эти ценности как «созидательное разрушение». Как только организован коллектив, запущен бренд, достигнуты первые успехи, предприниматель начинает скучать, он идет дальше.

http://youtu.be/lFko3WIFzlQ - фрагмент выступления перед руководителями предприятий-экспортеров Ивановской области, 14 декабря 2012.

Сокр. отрывок из книги: Голубкова Л.Г., Розин В.М. Философия управления. - Йошкар-Ола: изд-во МарГТУ, 2010. Книгу можно заказать на сайте редакционно-издательского центра Поволжского ГТУ http://www.volgatech.net/Default.aspx?tabid=2250&language=ru-RU. Несколько экз. могут быть книжном магазине "Фаланстер". Москва, Малый Гнездиковский пер., 12/27 (вход в арке в середине дома). Тел. +7 (495) 749-57-21

Богданов, развитие, предприниматель, новизна, Шумпетер

Previous post Next post
Up