Финское инновационное чудо

Sep 01, 2018 20:17


И предал я сердце мое тому,  чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость;

Узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали;

И кто умножает познания, умножает скорбь.

Книга  Экклезиаста

Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо "факты", которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения...

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (1953)



Michael Cheval. Matrix

1 сентября отмечаем День Знаний и поминаем начало Второй Мировой войны. Нет в календаре лучшего повода, чтобы обсудить, каким образом  связаны знания и события, сведения, информация.

Начнем с знаний. Считается, что библейский пророк и мудрец Экклезиаст предостерегает Человека от ошибок его предка Адама. Мол, тот захотел узнать Божественную истину - и был изгнан из Рая за свое любопытство. Но вдумаемся: «И кто умножает познания, умножает скорбь». Мудрец имеет в виду накопление знаний без их оценки и понимания.



Есть знание и есть информация. Нам сгружают «тонны» фактов, имен, цифр, событий. Напрашивается аналогия с пищей. Если кушать все подряд, даже самое свежее и вкусное, можно серьезно подорвать здоровье. Не случайно во всех кухнях мира имеются правила приема пищи и списки «несовместимых продуктов». То же справедливо и для поглощения информации. Пора уже вводить правила «информационной гигиены». Есть и более трагическая сторона информационных перегрузок. В кибербезопасности давно известны методы скрытого управления компьютерными системами противника. Одним из наиболее популярных методов шантажа является вывод из строя компьютерных систем путем перегрузки запросами и данными. Периодически мы читаем про хакерские DDoS-атаки на сервера и самокопирующиеся вирусы, заполоняющие машинную память и приводящие к отказу оборудования. Непереваренные, излишние сведения представляют собой не просто «информационный мусор», но способ вывести из строя функцию осмысления.  Как заметил персонаж романа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»: «Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения...».

При всех криках по поводу победного шествия Big Data, сбора, обработки и хранения гигантских, нечеловеческих объемов данных, надо признать: в последние десятилетия не создано сколько-нибудь правдоподобных и продуктивных моделей функционирования больших систем. Несмотря на то, что проводятся самые разные исследования мозга, до сих пор отсутствует понимание, как же человек думает, как осуществляет творческий акт. Проблема создания нового волновала не только мудрецов и философов. Известный экономист первой трети XX века Йозеф Шумпетер в своей статье «Развитие» писал:  «Поставьте в ряд столько дилижансов, сколько пожелаете - железной дороги у вас при этом не получится.»

... Давно размышляю над феноменом Финляндии. Во всем мире известны финские технологии в сфере деревообработки и производства бумаги, лакокрасочной промышленности и мобильной связи. Tikkurila занимает прочное место в свой отрасли. Бренд Nokia, несмотря на перипетии последних десяти лет, по-прежнему крепок.  Менее известны широким массам успехи Финляндии в сфере машиностроения и судостроения. Осведомлены ли вы, к примеру, о финских ледоколах? О марках бензина для арктических условий? Ну и конечно Linux, которого боится сам Microsoft - и чем дальше, тем больше. В начале 1990-х финский студент Линус Торвальдс сделал Финляндию форпостом разработчиков свободного софта. Финская инновационная система считается одной из лучших в мире. По уровню поддержки ученых «на душу населения» - самой лучшей.

Что мы на самом деле знаем об этом «крае полуночного солнца»?  Суоми - «страна болот» (по-фински, суо). Вспоминается Пушкин: «приют убогого чухонца». Полезных ископаемых мало, в основном, медь. Гидроэнергетика начала развиваться только после Второй мировой войны. Основной ресурс - лес. В начале XVIII века вследствие войн между Россией и Швецией население сократилось до 250 тысяч чел. На строительство Петербурга рекрутировали финских крестьян; это только ухудшило демографическую и экономическую ситуацию. Даже сейчас Финляндия с населением в 5,5 млн. чел. - одна из самых малонаселенных стран мира: 16 человек на квадратный километр; по этому показателю среди всех государств мира она опережает лишь Норвегию и Исландию. Близость Швеции и Пруссии обусловили переселение  туда небольшого числа шведов и немцев, да и то в прибрежные города на юго-западе, вроде Турку. Жить на этой территории, расположенной выше 60-й параллели и практически непригодной для земледелия, никто особенно не стремился. Если и приходили, то с военными целями. В период с 1917 по 1944 год Финляндия становится активным театром военных действий: молодое советское государство сначала провозглашает независимость Финляндии, потом пытается отобрать стратегический Карельский перешеек. Всем известна «линия Маннергейма», сеть хорошо укрепленных дотов, обеспечившая крошечному государству победу над Красной Армией в кровавой полугодовой финской войне на рубеже 1939-1940 годов. Во время Второй Мировой войны Финляндия является союзником нацистской Германии. После войны Финляндия должна по репарации поставить в СССР продукции на 300 млн. долларов (в нынешних ценах это более 4 млрд.). Треть составила продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, треть - продукция машиностроения и  станки, треть - суда и подъемные краны. К 1952 году поставки были полностью произведены. Финляндия стала единственной страной, выполнившей репарационные обязательства перед СССР. В статье, посвященной 60-летию этого события, финский профессор отмечает: «Во многом благодаря им в Суоми начался резкий подъем машиностроения». Считается, что промышленному взлету также способствовало создание в 1947 году финской Академии наук.

Стоп! Уже этой информации достаточно, чтобы почувствовать легкое головокружение. На этой бесплодной северной земле, населенной хуторянами, пасущими коров и с трудом добывающими свой хлеб, внезапно  завелось высокотехнологичное производство. Можно отнести это к факторам выживания вследствие периодических войн, катком проходивших сквозь финскую территорию... Нет, этот аргумент не подходит. Крестьянин не становится инженером просто так. Ну ладно, научились лес обрабатывать и мебель делать. Хотя у истоков деревообработки обнаруживаются не финские крестьяне, а шведские мастера Гамбсы, ставшие известными в СССР благодаря упоминанию гарнитура их работы в «Двенадцати стульях». К слову, этническим шведом является и Линус Торвальдс, автор ядра популярной операционной системы Linux. Линус заинтересовался разработкой софта еще в школе. Безусловно, сыграла свою роль прогрессивная финская система образования. Уже с 4 класса финские школьники могут в качестве предмета по выбору начать освоение компьютерной грамотности. Эти факты демонстрируют роль шведского сообщества в финской истории, но не отвечают на главный вопрос: откуда за считанные годы в разоренной жестокими войнами, малонаселенной аграрной стране появляется высокотехнологичная химия: резина, краски? Подъемные краны и ледоколы? Телекоммуникационное оборудование? Академия наук?  Кто это принес в Финляндию? И зачем?

И тут мы должны вспомнить еще одного шведа, легендарного уроженца Финляндии Карла Густава Маннергейма. Барон Маннергейм родился в 1867 году близ Турку; его родителями были небогатые шведские аристократы. В 20 лет поступил в Николаевское кавалерийское училище, был кадровым офицером. На протяжении 30 лет прошел путь от кадета до генерала. После Октябрьской революции уехал в Финляндию, занимал высшие посты в органах государственной власти. Маннергейм выиграл финскую «зимнюю» войну. (Если бы не кризис комсостава в Красной Армии, на стороне Советов сражались бы такие же царские генералы и тогда исход не был бы предрешен.) Современники вспоминают, что на рабочем столе Маннергейма стоял портрет Николая II с дарственной надписью: генерал был героем русско-японской и Первой мировой войн. Посмотрите список его боевых наград в Википедии.   

В жизнеописании барона особое место занимают два события, плохо укладывающиеся в карьеру кадрового военного и политического деятеля.

Первое событие - это экспедиция Маннергейма в Китай через Туркестан и Манчжурию в 1906-1908 годах. Шведа, генерала от кавалерии направляют с дипломатической и разведывательной миссией на Дальний Восток. По результатам конно-пешей экспедиции в 3 тысячи километров по диким малоизученным юго-восточным границам России Маннергейма принимают в члены Географического общества. До сих пор не сделано более подробных записей о природе и состоянии этого труднодоступного региона. Пересекая Туркестан, Маннергейм встречается с легендарной Алайской царицей, которой в ту пору было 96 лет. Эта почтенная дама в течение полувека была предводительницей киргизов и получила чин полковника Российской армии.



Карл Маннергейм (справа) посещает Алайскую царицу (Курманжан-датка)

История с экспедицией Маннергейма напоминает историю полковника Лоуренса на Аравийском полуострове. И еще одного полковника - Карла  Хаусхофера, «географа и социолога», основателя школы немецкой геополитики и одного из идеологов Третьего Рейха, много лет проведшего в Японии и близкого к самурайским кругам. Это не просто подрывная и разведывательная деятельность; это миссия посланника. Скорее всего, Маннергейм в экспедиции представлял не только Российскую империю, но и немецкие аристократические круги, к которым восходит также российская императорская линия. Германия поздно создала свое государство. Геополитические интересы Габсбургов, кайзера Вильгельма и его кузена, российского императора Николая II тесно смыкались. Австро-Венгерские и российские монархи приветствовали создание геополитической оси «Париж-Берлин-Москва-Токио». Но именно этого всеми силами старались не допустить англичане. «Горячая» Мировая война 1914-1945 годов и последующая холодная война велась и ведется за разрушение союза Германии и России. Интерес к Дальнему Востоку, Китаю, Тибету был чрезвычайно велик не столько из-за мистико-эзотерических практик, которые 1920-30-х годах были объектом исследования как российских спецслужб, так и немецкого «Анэнэрбе», сколько для выявления союзников среди местных сил влияния и построения с ними взаимовыгодных отношений. Западные орденские структуры искали пути сближения со своими аналогами на Востоке.

Второе событие произошло на территории Финляндии. В начале июня 1942 году, в разгар войны на Восточном фронте, Гитлер приезжает к Маннергейму на 75-летие. Уже сам этот факт примечателен. Сохранилась запись разговора фюрера и финского главнокомандующего.  Маннергейм согласился поддержать немецкое наступление и блокаду Ленинграда с севера, но отказался бомбить город. В противном случае Северной Пальмире угрожала бы участь Дрездена. В 2016 году в Петербурге открыли памятную доску Маннергейму, что вызывало неоднозначную реакцию горожан.  Все исследователи отмечают, что тон разговора фюрера и его подчиненного никак не соответствовал военному протоколу. Гитлер не отдавал приказ, но обращался к Маннергейму почтительно, внимательно выслушивал аргументы. Когда начальник разговаривает с подчиненным уважительно? Только в одном случае: если последний выше по званию в другой, неявной, более значимой иерархии. В 1944 году, когда поражение Германии станет очевидным, Маннергейм примет участие в тайных переговорах в Стокгольме о послевоенной судьбе Финляндии. Возможно, не только Финляндии...

Скорее всего, Маннергейм был одним из членов орденской структуры, наследовавшей Тевтонскому ордену. Известно, что в конце XIX века Орден продал свои земли и недвижимость в Пруссии и Восточных землях. Вслед за этим в новообразованной Германии наблюдается научный и промышленный подъем. Судя по всему, тевтонцы вложились в инновационные технологии, прежде всего в химию, тогдашнюю «царицу» инноваций. Расцвет химической промышленности Германии связан с анилиновыми красками, с помощью которых они отбирают монополию у англичан, основанную на использовании органических красителей, поступающих из колоний. Другой отрыв от англичан связан с синтетическим каучуком и производством дешевой резины, прежде всего для нарождающегося автомобильного рынка в США. А теперь сопоставим эти факты с тем, какая промышленная продукция начинает доминировать в Финляндии в после войны и популярна до сих пор. Краски и резина!

Особый интерес вызывает Nokia. Из конгломерата бизнесов в разных отраслях, оперирующих под этим брендом, в начале 1980-х выбирается телеком и мобильная связь. Это тем более странно, что под боком у Nokia с начала XX века активно развивается шведский Ericsson. История бывает ироничной. В 1917 году Ленин ведет разговоры из Смольного по телефону Ericsson, а спустя 70 лет Горбачев звонит американскому президенту с мобильного телефона Nokia. Что же касается телекома, то ничего лучше ресивера Nokia человечество пока не придумало. Тем не менее, многочисленные публикации об успехе Nokia не дают ответа на вопрос: каким образом никому не известная финская компания начинает выпускать первоклассное  телекоммуникационное оборудование, которое закупают в первую очередь... немцы! Причем сами немцы выпускают оборудование для массовых рынков, а у финнов закупают самое высокотехнологичное.

Реальная история Nokia еще ждет своего летописца. Чего стоит тот факт, что в период с начала 1990-х, когда взят курс на стандарт GSM и идет разработка первых мобильных телефонов, в течение 15 лет первый пункт повестки заседаний финского правительства всегда звучит одинаково: Nokia!  В 2003 году вышла книга «Бизнес-путь: Nokia. Секреты успеха самой быстро развивающей компании в мире».  Конечно, не обошлось без пассионарного руководителя. Им стал талантливый инженер Йорма Оллила, которому компания обязана своим быстрым ростом. В июне 2006 года случаются два события, внешне никак не связанные. Оллила уходит в отставку. Siemens покупает телекоммуникационный бизнес Nokia. Производство мобильных телефонов за несколько лет падает. В 2009 году Nokia и Microsoft заключают соглашение о разработке операционной системы Symbian. Но это не спасает, Apple наступает на пятки, и осенью 2013 года, не дожидаясь выпуска iPhone 5, Nokia продает Майкрософту мобильный бизнес с патентами за «шокирующе низкую» цену - 7 млрд. евро.  Дальше Nokia так и не смогла повторить успех 1990-х. Возможно, и не должна была его повторить?

Что в сухом остатке? Внезапный и ничем не объяснимый взлет Финляндии после окончания Второй мировой войны. Расцвет самых наукоемких отраслей в каждый исторический период: химия, телеком, мобильная связь, софт. Откуда деньги на развитие - неясно. Положение страны было тяжелым. Только военные репарации в пользу СССР составляли в начале 1950-х более 5 % ВНП. Рынки сбыта: СССР, страны СЭВ, ФРГ. Страны соцлагеря - это еще понятно. Но Германия? И здесь пора переходить от информации к осмыслению.

Известно, что после окончания Второй Мировой войны англичане активно руководили «разделом» немецкого технологического комплекса. В частности, американцы получили две немецкие атомные бомбы, которые они сбросили на Японию, а Советскому Союзу повезло больше: нам достался талантливый физик Манфред фон Арденне с технологией изготовления бомбы. Космический проект был поделен более хитро: Вернер фон Браун был вывезен в Штаты, а его сподвижник Герман Греттруп в СССР.  Судьба политических и военных руководителей нацистской Германии менее известна. Например, до сих пор покрыта тайной послевоенная судьба Мартина Бормана, бессменного начальника рейхсканцелярии и банкира НСДАП. Известно, что Борману удалось бежать, он якобы скрывался в монастыре и затем уехал в Южную Америку. (Святой Престол активно помогал нацистам переезжать в другие страны, в том числе на южноамериканский континент.) Про «кассу Третьего рейха» написано много, а вот что стало с деньгами немецкой аристократии, доподлинно не известно.

Послевоенные акты запрещали побежденным странам, в том числе Германии,  развивать наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. До сих пор действует так называемый «Канцлер Акт», требующий согласования стратегических инициатив Германии с США. В  то же время, несмотря на материальные и моральные разрушения, Германия довольно быстро восстановила промышленность. Сейчас это крупнейшая экономика мира (ВВП 3,6 трлн. долл., для сравнения ВВП России - 1,5 трлн.) Основой немецкой промышленности является развитое, чрезвычайно диверсифицированное машиностроение и химия. Если про инновационную систему США известно довольно много, появление и развитие технологий в Германии проследить сложно. Этому во многом способствует институт небольших частных семейных фирм, являющихся узкоспециализированными и редко попадающих в фокус внимания СМИ. Многие семейные компании, работающие на высокотехнологичных промышленных рынках и занимающих до 90% (!) в своих нишах, были основаны с 1945 по 1952 годы. А теперь вспомним, когда в Финляндия отправила СССР последний транш репарационных поставок, это тоже 1952 год...

Средства Тевтонского ордена, возможно, были переведены в швейцарские банки. А промышленность пришлось развивать «под прикрытием». И для этого вполне годилась тихая спокойная Финляндия. Курс Финляндии на дружбу с СССР тоже был выгоден тевтонцам. Ведь самый большой рынок для Германии составляет Россия, несмотря на постоянные попытки англосаксов поссорить две ключевые «страны оси».

Скрыть новое предназначение послевоенной Финляндии было непросто. Обычно истина прорывается в художественных произведениях тех, кто «знает». Таким «знающим», допущенным в высшие круги, был английский писатель-фантаст Артур Кларк. В 1946 году он написал рассказ «Ангел-хранитель», на основе которого в 1952 году издал роман «Конец детства» (Childhood's End). В романе прочитывается какой-то не понятный обычному читателю «финский след». Главного представителя внеземной цивилизации «супервайзеров Земли» зовут Karellen (Карелия?), а председатель ООН, который единственный из землян был уполномочен общаться с новыми хозяевами планеты, родом из Финляндии.

... Бывая в Германии, с удивлением замечаю, что там работает какой-то внутренний управленческий механизм. Он не виден снаружи, но колесики крутятся. Третий рейх ушел в историю. А Четвертый рейх живет, функционирует. В том числе в Финляндии - в крае полуночного солнца, стране болот...

Маннергейм, Финляндия, День Знаний, Германия

Previous post Next post
Up