Читаю книгу Дона и Алекса Тапскоттов «Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня» (М.: Эксмо, 2018).
https://www.ozon.ru/context/detail/id/142547671/ На странице 166 в разделе «Автономные агенты» взгляд мой падает на следующее утверждение:
Представьте себе программу, которая путешествует в Интернете с собственным кошельком, умеет обучаться и адаптироваться и выполняет цели, определенные ее создателем, приобретает ресурсы, необходимые ей для существования, такие как вычислительная мощность, и при этом продавая услуги другим участникам рынка.
Такая вот P2P-экономическая идиллия. Предполагается, что программы, или боты, путешествуют по непостижимым пространствам Интернета, мирно договариваются между собой и зарабатывают свою копеечку. Ситуация равновесная - боты торгуются между собой по заданным алгоритмам. Никакой принципиальной технологической новизны в этом нет: описанные Тапскоттами агенты существуют уже много лет. Полностью освоен сегмент использования ботов в финансовой сфере и биржевой торговле. Алготрейдинг является вполне институализированной областью. В 2010-х другой областью программируемых торгов стали площадки продажи интернет-рекламы и инструменты проведения аукционов продажи рекламных мест. Появилась совокупность методов закупки интернет-рекламы с использованием автоматизированных систем под названием «Programmatic». Все указанные выше решения подспудно основаны на представлении о неисчерпаемости сетевых ресурсов. Увы, вскоре обнаруживается, что практически одинаково запрограммированные роботы быстро достигают своего количественного, скоростного предела и зарабатывают своим пользователям весьма умеренные доходы, а то и вовсе дают нулевой финансовый результат. И это не ограничение конкретных ботов, которые «путешествуют» и «обучаются», а базовое свойство равновесных систем. Как известно, равновесие - это состояние с низким уровнем энергии, результат всеобщего «консенсуса», в материальном мире получившем названии «энтропии».
В равновесной ситуации торговля всегда приносит низкую прибыль. На это обратил внимание австрийско-американский экономист Йозеф Шумпетер, выводивший свою теорию развития экономики из понятия «новизны», возникающей в силу каких-то неизвестных причин, «когда норма меняется рывком». На это я указывала еще много лет назад в книге «Философия управления», переизданной в этом году (М.: Юрайт, 2018),
https://www.ozon.ru/context/detail/id/146111154/ и в посте «Развитие и новизна: неизвестный Шумпетер»
https://upravleniye.livejournal.com/3888.html За счет своей личной энергии предприниматель использует открывшуюся возможность и получает «предпринимательский процент». Это респектабельная сторона медали. Другая сторона предпринимательской, торговой деятельности нашла отражение в культуре в поговорке «не обманешь - не продашь». Важным элементом реального бизнеса является наглость, риск, умение срезать углы, идти против устоявшихся правил. Для обозначения крайней степени предприимчивости в еврейском сообществе имеется понятие «хуцпа».
Хуцпа - сверхнаглость, бессовестность, бесцеремонность, нахальство, хамство, нетерпимость по отношению к другим, дерзкое и наглое лицемерие.
https://traditio.wiki/Хуцпа Справедливости ради надо сказать, что умение обвести вокруг пальца незадачливого простака не является специфической чертой евреев. Достаточно почитать сказки Шехерезады, оказаться на восточном базаре или провести переговоры с людьми торгового сословия из Арабского мира или Китая, чтобы почувствовать истинную сущность торговли. Это не шахматы, а покер. Любые, даже самые совершенные алгоритмы не могут соперничать с нелинейным, слабо предсказуемым человеческим поведением. Вероятно, вопрос должен формулироваться так: обладают ли описанные выше «автономные агенты» способностью к хуцпе хотя бы в минимальной степени? Какова их «hutzpah ability»?
Успешная торговля - не шахматы, а покер. Не место для роботов...