Итак, через два часа после полуночи мы покинули гостиницу в Петрозаводске и отправились в Кемь. Интернет сообщал только об одном рейсе на Соловки из Кеми в 8 утра. На самом же деле , теплоход ходит чаще. Выяснилось, что надо звонить-писать в туркомплекс "Причал", от пристани которого собственно и отправляются все корабли, а не надеяться на инфу в сети. Есть еще монастырский транспорт, куда могут взять при наличии свободных мест, это для тех у кого есть время ждать подходящий вариант.
Можно также добираться на Соловки через Беломорск, но Сашке этот путь не понравился из-за отсутствия информации о стоянке для автомобилей. Дорога по морю от Беломорска в два раза длиннее, зато, по отзывам наших попутчиков на острове, более комфортный транспорт. Наш же хоть и носил гордое имя
"Василий Косяков", к слову, архитектора прекраснейшего Морского собора в Кронштадте, явно видел и лучшие времена. Двухпалубный теплоход с двумя отчаянно дымящими трубами и стойким креном на правый борт. За архитектора немного обидно.
По пути на остров, теплоход был загружен не полностью и крен почти не был заметен. А вот на обратной дороге...
Выходим в море.
Какие-то колоритные развалины.Похоже на ряжи, которые в основании фортов в Финском заливе)
Трогательный кусочек изоленты, как лучшая характеристика состояния судна...
В дымке - Острова Кузова.
Два часа пути и на горизонте Большой Соловецкий остров.Бухта Благополучия. "Невидимый град Китеж" -первая ассоциация.
Архипелаг состоит из шести крупных, мы побывали на трёх, и более ста маленьких островов.
Но, в первый день, конечно, главное осмотреть монастырь и крепость.
Сашка заехал на горку на велике и "преземлился" медитировать. А я решила сделать круг почета.
Незамедлительно появились почетные встречающие.
Перед этими рогатыми персонами я предпочла спешиться.
Записались на вечернюю экскурсию по монастырю и пошли обустраиваться. Сняли мы комнату у местного жителя, в деревянном двухэтажном доме. Во-первых, так значительно дешевле, во-вторых, погружение в местный быт. Олег оказался очень общительным хозяином.
А из нашего окна... видно угол здания администрации, там же больница, там же аптека, там же полиция и пр. и монастырь. Деревянные дома "первой линии" отремонтированы, по крайней мере снаружи. Со стороны бухты получается вполне красивая картинка. Дальше "высокие" гости вряд ли заходят.
Что же, начинаем прогулку
В монастыре и крепости идут масштабные реставрационные работы. Монастырь ставропигиальный. Руководство осуществляется патриархом . Одновременно это государственное учреждение культуры, музей. Финансирование работ ведется тоже их двух источников. Директор по научной работе-светский, а управление всеми финансовыми вопросами в руках игумена Порфирия, он же директор Шутов Владимир Викторович. Такой вот дуализм. Сам заместитель директора по научной работе признался в приватной беседе нашим знакомым, что с началом интенсивной реставрации решил не иметь никакого отношения к финансовым вопросам, слишком большие деньги. Игумена то не посадят, а светского запросто.
Жаль, но у меня не возникло чувства "гения места" во время прогулки по монастырю. Разве что крепостные стены и башни хранят дух времени. Все настолько было раграблено, растоптано, что еще много лет потребуется, чтобы восстановить не только стены, но и святость, духовность этих стен.
Музей пытается делать внутри крепости интересные современные экспозиции, но если помнить, что это прежде всего монастырь, то лучше разделить в пространстве светское с церковным. В былые времена никому, кроме монахов и послушников, не разрешалось находиться на острове больше трех дней.
Само-собой монастырские постройки разрушались пожарами и прочими стихийными бедствиями, перестраивались под нужды новых хозяев. В результате, вот такой интересный прием, когда пространство между каменными валунами,которые добывались и привозились с соседних островов, заполнено кирпичной кладкой.
Своды трапезной. Вообще мне запомнилось, что монахи были не только продвинутыми вольнодумцами, но и изобретательными инженерами. Центральный столп круглый, что не характерно для таких построек, постепенно переходит в квадратное сечение, на которое уже опираются своды. Площадь зала около 500 кв.метров, чуть меньше, чем Грановитая палата.
Никольский собор и колокольня
Мельничный корпус. Все было сделано по "последнему слову техники" , например, в сушильне были полы с подогревом теплым воздухом. Такой же принцип использовался и для обогрева некоторых монастырских помещений.
Приграничное положение монастыря, обязывало иметь средства для обороны. Правда, по рассказам , из всех монахов стрелять из пушек умел чуть ли не один только человек. Но, когда во время Крымской войны в 1854 году к островам подошли английские боевые 60-пушечные корабли, то случилось "удачное" попадание. Англичане не смогли приблизиться на благоприятное для обстрела расстояние из-за сложного фарватера и вынуждены были ретироваться. Какие-то выстрелы достигли цели, но серьезного урона не нанесли. Можно так сказать, что монахи выиграли "сражение в Крымской войне" практически одним выстрелом. Ну, там еще переговоры были, в стиле " а не пошли бы вы отсюда... морем". Монахи очень гордились собой и даже не стали заделывать дырки от снарядов в стенах, а сохранили, как напоминание о бравых временах. А так же, с целью показывать пробоины заезжему начальству в надежде получить пожертвование для монастыря.
Еще одна замечательная конструкция- деревянные шпили крепостных башен.
Вид на Сельдяной мыс и Морской музей. Но туда мы добрались лишь на следующий день.
С середины 16 века до конца 18-го в крепости и монастыре содержались заключенные. Самые разные - и политические, и за "преступления в делах веры"и банальные правонарушители. Я не историк, у меня сложилось впечатление, что это была прежде всего ссылка. Целью было изолировать неугодных и вольнодумцев, а не сгноить их. Несмотря на суровые условия, которые описываются в летописях, маленькие кельи, плохой климат, народ умудрялся там довольно неплохо выживать. Я так думаю проверять было некому, начальство далеко, монахам скучно и они охотно общались с заключенными и позволяли им вольности. Особенно, если заключенные были в состоянии заплатить. В тех же летописях сохранились например записи о совместном распитии спиртного.
Например, в Соловецкий монастырь был отправлен последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский( в возрасте 80 лет), где он провёл около 26 лет в холодной камере размером 1 на 2 м. Когда же его помиловали в предположительном возрасте 110 лет он не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 2 года. Есть и другие примеры, когда заключенные находились в монастыре более 60 лет. Не думаю, что даже самый крепкий организм выдержит 60 лет в холодной камере метр на два.
Кто кого перевоспитывал, тоже вопрос. Рассказы о случаях "перековки" заключенных я не слышала, ну, были наверное. Зато монахи бунтовали. Самое известное
Соловецкое стояние .Девять лет сопротивлялись реформам Никона. А игумен монастыря
Филипп , не только очень много сделал для развития и обустройства монастыря-именно при нем были возведены все первые каменные постройки, расширилась торговля солью, построен оружейный завод, но стал митрополитом и выступал против опричнины. Митрополитом поэтому был всего два года, и поплатился за убеждения жизнью.
Все же действительно, монахи какая-то особая каста среди церковнослужителей.
Нам очень повезло с погодой и закатом в первый вечер. Больше такой красоты не довелось наблюдать, но зато в этот день насладились в полной мере.
Двухэтажное здание на Сельдяном мысе - первая биологическая станция на Белом море. Основана в 80-х годах 19-го века.
С велосипедами, конечно, забавно получилось. Они выполняли у нас, у меня точно, функции санок. С горки с ветерком, а дальше:любишь кататься, люби и велик в горку и по песку тащить. Но, все же, пару относительно длинных вылазок на них мы осуществили.
В лучах закатного солнца мох на стенах крепости светится пурпурным цветом. Очень красиво. Но, мы сам видели, как этот мох зачищают при реставрации стен. Может боятся ассоциации с кровавым прошлым? Может быть...Такой мох растет четыреста лет. Он то точно - живой свидетель истории.
Продолжение предполагается. Дальнейшие события будут проходить с теми же людьми, на том же архипелаге, в течении последующих четырех дней.