Истоптала весь почти бейрутский мундус, побывав едва ли не на всех хоть бы относительно центральных кладбищах: только вот до иудейского ещё не добрела - и ещё одно, самое атмосферно-живописное, как намекает через вечно наглухо закрытые решётчатые ворота, всё никак не допустит меня на таинственно-цветущую свою территорию.. Впрочем, и все, что уже оказались доступны - прекрасные (и разные!) ойкумены сгущений души Города: их ангелы, чётки, лампадки, фигурные ручки и прочая разной степени мелкости пластика-фурнитура - продолжают, усугубляя, весь ретро-стафф здешних улиц.
Пока всё копится в коллекции, эпизодически мелькая в инстаграмских кадрах - потом, потом.. встряхну и разверну, как парашюты, все эти небывалые пространства и истории..
Но сегодня, кроме прочего, сподобилась поиметь внезапную занятно-нелепую "экскурсию" по чисто мусульманскому кладбищу, на которое весьма целенаправленно влекло. Улицы с эстакадами обтекают его капитальные стены, заглубляясь существенно вниз - так, что ближним к прибрежному центру краем оно вознесено вверх, как такая приличная крепость - а одно дерево.. впрочем, я покажу:
Это только фрагмент удивительных корневых переплетений, "стекающих" через верхний край примерно четырёхметровой на этом участке стены (и дальше в невидимую глубь): над её краем возвышается ещё метра на два с половиной собственно дерево - белоствольное, с могучей кроной, более чем живое - то есть, нет, это ни разу не нечто ползуче-плющеобразное, отнюдь. К сожалению, снять иначе совершенно невозможно: там сразу тоже разветвлённая проезжая часть, причём в лучших традициях бейрутского трафика (который я всё анонсирую, но никак не соберусь живописать )).
В общем, обуреваемая предвкушениями, особенно после соприкосновения с такими вот сносшибательными фактурами, я вломилась в единственные ворота, до коих, наконец, догребла, с решительным энтузиазмом. И ах! - это кладбище берёт не деталями/персонифицированными нюансами, но общим ландшафтом: такой плотный-плотный бело-костяной частокол синкопирующих по высоте, но почти близнецовых надгробий, прореженный лишь в нескольких контрапунктных местах ещё более могучими и фактурными древами - в обрамлении мрачно-асфальтовой группы многоэтажных домов-трущоб с беззубо-лохматыми чёрными ртами многочиленных окон. И несколько кляксовых всплесков цветения каких-то совсем уж безумных кустов..
Я чего так вербально изгаляюсь-то - да потому, что ни в каких самых тайных коллекциях у меня ни единого кадра с запечатлением этого сюрного ландшафта. Потому что меня сразу встретили - и далее неотступно сопровождали - весьма колоритные местные персонажи, совсем мастодонты, т.к. ни на каком языке, кроме арабского, не были в состоянии изъясниться, даже на уровне Эллочки-людоедки. Нечто среднее между секьюрити и разнорабочими: один - эдакий гордо-накаченный перец весь в сложносочинённо-узорных тату мамлюкско-зверской и, вместе с тем, смазливой мордальности, второй - более заскорузленький, но и не пытающийся поэтому навести на своё не шибко интеллектуальное лицо эдакую зловеще-романтишшшную тень ) И взявшись за руки радостно мне сообщили, что фото ноу-ноу, фото - проблем, это вышло почти на английском - но иллюзия понимания утратилась сразу же после того, как я начала, в режиме умильного котика (just to break ice) тут же трепаться и заинтересованно спрашивать всякое. То есть, умиляться-то они умилялись (даже мамлюкский тату-мачо, периодически таки спохватывающийся, чтобы пытаться продолжать делать зловещее лицо - это, в свою очередь, было по-своему трогательно), но оставались при этом совсем не алё. Ну и от их сопровождения, пусть даже и на некоторой уважительной дистанции, стало понятно - никуда не деться, а значит, ничего и не запечатлеть: я поставила эксперимент, эдак выразительно полезши в карман своего рюкзачка - те сразу замахали крыльями руками - ну, я злорадно извлекла из портсигара сигарету и смачно закурила. Ааа, ты в этом смысле, сказали мужики (с). Но не перестали бдить. Курить можно, снимать - увы, ну иншаАлла )
Заскорузленький, с гугло-переводчиком в телефоне наперевес, таки вызвался быть более чем своеобразным "экскурсоводом". Скакал средь могил, показывал наиболее значимые захоронения: какого-то османского полупаши-полушейха, почившего в, кажется, 1322-м году хиджры (что-то вроде 1904-го в европейском летоисчислении), какого-то многопортретного, кажется, известного певца.. ну и так далее. Даже завлёк меня заглянуть с одной могилы через противоположный край стены на большой рыжий котлован: больше с помощью жестов, чем слов (и моей офигительной догадливости 8)) было установлено, что строительство чего-то масштабного так и не началось, ввиду обнаружения очередных финикийских.. ээ.. артефактов (раскопки, правда, тоже непохоже, чтобы велись). Ещё при посредничестве такой-то матери всё того же незаменимого Гугла была добыта ценная информация о том, что кладбище закрылось, вроде как, в 1989-м (но я не поручилась бы за монументальную истинность сего) - а вот с каких оно пор существует.. не, не алё :) Зато меня лично зазнакомили со всем кладбищенским стаффом - и с мастером-каменщиком (он такой, типа, встрепенулся - может, мне заказик, а? )), и с садовником, и с непосредственно могильщиком (только я уже забыла, как их всех зовут), и даже с Главным Охранником, который, правда, делал значительно более убедительное, чем у мамлюмачо (всё это время следовавшего поодаль и принимавшего, когда на него оборачивались, картинные позы), сурово-каменное лицо - а я его потом, видать, похоже спародировала - поскольку тут оба моих сопровожденца совершенно по-детски неудержимо захихикали.
Такая вот совсем сюрная недо-экскурсия по тоже достаточно сюрному месту, suddenly. Тоже занятный экспириенс. И да, вот на этом кладбище (в отличие от всех вообще прочих) не было ни единого кота. Очевидно, их замещали эти персонажи. С ними мило распрощались на выходе - а пожилой каменщик, с каким-то самим-себя-не-понимающим лицом, зачем-то пошёл за мной, говоря тихонько-невнятное "э?.. э?.." И долго шёл, но, всё же, сам потом остановился потерянно, вздохнул - и меееедленно поплёлся прочь.
А ещё здесь сегодня прошёл какой-то очень грязный дождик, после которого все-все машины - в частую едкую бурую крапинку. И я рада, что переждала его в очередном спонтанно найденном олдскульно-атмосферном кафешнике неподалёку от rue Damasque.
А ещё, а ещё, а ещё.. Всё-всё-всё, halas :)