Вечно тут у меня всякие полумистические бормотания, сны-древнебоги-котодухи-кладбища-порталы и прочее такоэ - решила вот разбавить попыткой сколь-нибудь информативной "прозы": посмотрим, получится ли.
Топография-топонимика
Бейрут не особо большой (ну по сравнению с тем же Стамбулом, к примеру) - и прям ну очень лёгкий в спонтанной ориентации: всегда ясно, где море, рисунок улиц большей частью параллелен ну или перпендикулярен (понятно, не строго) побережью, каждый райончик имеет своё весьма узнаваемое лицо. Пешком из Хамры (в мусульманской части города) через даунтаун с его наиболее растиражированными достопримечательностями до, например, Жимейзи (это уже начались христианские кварталы) и дальше до Мар Микаэля (армянский район), если с забегами-зависами-верчениями-инстаграмками по переулкам и всяким полузаброшенным домам-дворам - нууу, тогда и часа два может набраться (но, правда, на моей весьма приличной средней скорости перемещения). Тот же путь, но уже без особых "кружавчиков" займёт меньше часа эниуэй.
От берега город тихонько всползает в гору: это заметно и в мусульманской, и в христианской частях (деление это, понятно, условное - типа, примерно по линии авеню Жоржа Хаддада - церкви с мечетями, как и жители соответствующих вероисповеданий, присутствуют повсюду.. с другой стороны, всякие моменты минувшей гражданской войны тоже не исключишь), где, в частности, Ашрафия со своими Сурсокскими вотчинами (Сурсоки - эт такая старая местная сверх-семья, которой до сих пор принадлежит дофига дворцовообразной недвижимости в Бейруте, а на одноимённой им улице - так и вовсе всё) и площадью Сассин уже ощутимо повыше прибрежных районов. Но, опять же, уж до чего, а до того же Стамбула крутизне здешних улиц (даже в форме лестниц) "доплюнуть" сложно :) Тем не менее, когда влажно (то есть, примерно всегда: норма - 65%) и уже совсем уверенно тепло (выше +25-ти), некоторым трепетным астматикам стоит иметь сей фактор в виду )
Люди-фенотипы
Ещё один настойчиво-постоянный "усилитель" моего и без того хронического здешнего deja vu. Местные наиболее распространённые типажи (как женские, так и мужские), особенно в возрастном регистре 50-70, как живые (на улицах, в кафешниках итп), так и мёртвые (на кладбищах, где фотографии), кажутся мне настолько до содрогания знакомыми - словно, ей-богу, как будто какие-то родственники.. несколько раз прям до смешного: вот тётенька эта, так пристально взглянувшая (даже остановившись), сейчас как подойдёт, как скажет с укором по-французски ну как ты могла нас всех тут забыть, неужели не стыдно? - и что я делать буду?.. Делая неоднозначно-интересное лицо, судорожно пытаться вспомнить угадать её имя? Кажется, даже уже что-то снилось на ту же тему.
И да - по арабским-то странам я уже прокатилась ого-го как - посему могу уверенно констатировать: в этих самых типажах собственно арабского - не так чтобы значительная доля. Намного, кмк, больше каких-то хитрых греческо-сирийско-армяно-вплоть-до-персидско-.. ээ.. не то чтобы французских, а именно вот франкофонных замесов (всё-таки, этот язык, благодаря особенностям артикуляции, очень заметно модифицирует лицевые мышцы). Плюс что-то ещё, что всё время, вроде, вертится на языке - но, тем не менее, так и ускользает от называния. Среди более юных особей - несколько иная "картинка", но, во-первых, там ощутимо выше доля всевозможных свежепонаехавших, а во-вторых, не успели пока их более гладкие лица проявить-заострить те самые черты, от которых меня так странно штырит всякий раз.
Single-traveller-experience (c) Booking.com
Лично у меня (в том числе, и в продолжение предыдущей темы) - весьмааа специфический.
Ещё раз, Магриб и Ближний Восток - как бы мой регион, к устойчиво-интенсивному потоку более чем заинтересованного внимания (уже и регионом не ограничиваясь) я тоже давно, так или иначе, привыкла и адаптировалась, выработав многочисленные безобидно-милые, но, в целом, эффективные стратегии и тактики сохранения private space. Но здесь.. Это уже совсем нереальный какой-то плотняк. Ладно тотальное взглядосопровождение, остановки-замирания, открыто-рты (буквально) и бесконечное шуршание машаалла, микшируемое с шелестом прочих комплиментарных эпитетов (из разных категорий возраста-и-пола), ладно даже непрерывные "бонжуры" и прочие попытки заговорить-завязать контакт.. но вот эти влечения-за - пешим, двух- и четырёхколёсным ходом (насколько только позвояет местный сумасшедший траффик, о котором - отдельно, ибо стоит того) - доооолгие и безысходные (понятное дело )).. Один из наиболее выразительных (чисто визуально), но вполне типичных кейсов: в предзакатных сумерках по одной из улиц в направлении Хамры за мной мееедленно крадётся стая харлейных тру-байкеров вполне сообразной брутальной наружности человек эдак в 6-8, по-тетеревиному токуя двигателями на холостом ходу и взвывая над этим фоном жалобными призывами оказать милость просто довезти таки до этой самой Хамры в паре несчастных кварталов от места действия. Но. Надо отдать должное. Кто бы и как бы ни.. ээ.. проявлял интенсивное внимание - ни единого поползновения, даже на уровне обозначения жеста, сократить дистанцию до теоретической возможности соприкосновения.
Гипотеза такова, что почему-то именно ливанцам как-то особенно рвёт шаблон одиночность перемещений - хотя, вместе с тем, ливанские барышни вполне себе тоже сольно устремляются по всяким своим маршрутам, зачастую выглядя значительно более.. хм.. скажем, открыто (в разных смыслах) - и не вызывая, тем не менее, такой ажитации. Однако факт: в компании (вполне себе, кстати, дамской), где мне тоже повезло поблуждать, внешние эффекты таки смягчаются - и уже, по крайней мере, никто не волочится слишком долго.
Встречается и совсем уж сюрный тип реакции - не противоположный, как могло бы показаться, но продолжающий всё то же: это когда, например, заходишь куда-нить (да вплоть до того, что даже в кафешник-ресторан) - и тут бац! - все словно спрятались. И не жужжат. Потому что эээ.. ну такое ой! - и чёделатьвдругоносаморассосётся.. Плохо объясняю, знаю 8) Ну, может, ясней будет с имхо о том, что ливанцы - просто на удивление не торговая нация, в самом широком смысле. Что-либо предлагать? Тем паче, активно навязывать? Даже на старом базаре Сайды - да не в жисть! Согласитесь, ну совсем не арабская черта. Ливанец(-ливанка) за прилавком в любом "сервисном" пространстве - такая кагбэ безотносительно-романтическая застывшая фигура. Да, обратившись, ты её, конечно, "активируешь" - и она такая ах, кто здесь?.. а, конечно, да-да, сейчас.. Дальше всё может быть в разной степени ок и найс - но вот эта "прелюдия" практически обязательна (даже если перед этим "застывание" было уже обозначенного первого типа - неотрывно-в-тебя).
Самой смешной иллюстрацией подобного было, когда я как-то совсем интуитивно набрела на совершенно роскошный склад а ля "блошиный рынок" всевозможного антик-стаффа, нагло бродила совсем одна по немалому количеству полуприкрытых комнат, всё трогала-нюхала-фотографировала, а забегавшие пару раз в те же помещения явно хозяйствующие там дяденьки (приносившие и оставлявшие на своих местах ещё и ещё), завидя радостно-восторженно здоровающуюся меня, всяко готовую к смолл-току на тему, натурально стремглав сбегали - словно с ними вдруг заговорило зеркало или старая свинья-копилка.
Такие вот странные нюансы соло-опыта сказываются, ессно, и в других рубричках вдруг затеянного бытописания (типа про траффик, а также про всякие еду-питие-сервис) - но что-то вылезло у меня неожиданно многабукаф даже по чахлым трём пунктам, так что прервусь пока. Возникнет настроение - продолжу, не возникнет - всяко иншаАлла, а картинки - в инсте :)