А.А.Моисеева. Минувшее. Из личных воспоминаний. Часть 1

Jul 06, 2021 07:40

Минувшее.
Из личных воспоминаний.

"Не течёт река обратно, что прошло, то невозвратно".

І.
"Братья Прокопьевы".

І. 9 января 1905 года - отражение в массах деспотизма.

Движение рабочих в день 9 января 1905 года вызвало пробуждение народа от многолетнего спанья. Вслед за ярко выраженной милостью царя-батюшки, соизволенной для верно подданных, встряхнулась в массах натура русскаго мужика.

Пронёсшаяся молва по Уральским заводам, сёлам и деревням о студенческом бунте принималась за враньё. Излишне было затемнять головы рабочих и крестьян, что поднимает бунт интелегентов братва и студентов семья. Продолжать до возмущения жалкий путь рабочаго существования не было терпения.

После этого историческаго дня люди с сильно бодрым [1] духом определённо выступили на арену политической борьбы. Выявлялась деятельность передовиков-рабочих.

ІІ. Подготовка к реальному возстанию.

Братья Прокопьевы - Афонасий и Александр Васильевич - уроженцы с седого Урала. Они с детства рабочие Ильинской литейной и железоделательной фабрики заводов Сысертскаго Горнаго округа Пермской губ., ныне Свердловскаго округа Уральской области.

В конце 1903 года они высылались из Сысертскаго завода как сомнительно благонадёжный элемент.

Было так: поздно вечером, не предвидя чего-либо плохого, домашние с уважением открыли ворота и двери дома для Пристава и Урядника. Держа в руках бумагу, пристав выразил:

- По постановлению Его Превосходительства Пермскаго Губернатора братья Прокопьевы подлежат 6 месячному выселению из пределов ведения Его Превосходительства [2] ввиду политической неблагонадёжности.

- Прохвосты! - в полголоса произнеслось.

- Что за чёрт! На таком далёком разстоянии от Губернатора живём, а он всё знает, точно святой какой-то?

- Не нам знать. Мы при этом деле не причём, - ответил Пристав.

На утренней заре следующаго дня бр. Прокопьевы были отправлены в ссылку чрез Екатеринбургское Полицейское Управление.

С об"явлением Русско-Японской войны для братьев Прокопьевых настала горяча пора всхожих плодов. В революционный же период 1905 года они принимают деятельное участие в рабочем движении на Сысертском Горнозаводском округе.

Вечерами до глубокой ночи проподали из дома. Родственники безпокойно ворчали:

- Смотрите, худо будет вас. Опять арестуют вас.

- Напрасно вы срамитесь, - говорил им отец, [3] - Христос со мной. Я проживаю свой век не хуже других. Заповедую и вам не соваться во всякия дела.

Заповедь отца побеждало сознание сыновей. Братья Прокопьевы продолжали кружковое единение среди трудящихся Сысерти.

В активе брат. Прокопьевых заводские рабочие имели тесную связь с городскими. Достававшиеся из города листовки и брошюры всегда успешно распространялись. Посещающие Сысерть тов. из Екатеринбурга каждый раз за полночь толковали с брат. Прокопьевыми о предстоящих задачах подпольной работы, жизненности ячеек по революционной работе в заводах и городах.

Не без основания подозревали полицейские крючки в революционной агитации брат. Прокопьевых. Частенько окружали они дом Прокопьевых и ночным временем уводили братьев Прокопьевых в канцелярию пристава якобы на опросы. Обычным приёмом, с нагайкой в руках, производили допрос:

- Где были в такое-то время? От куда листовки [4] и книжки достали, "политиканты несчастные"? - отзывалась на грешном теле рабочих нагайка остервеневших жандармов.

От безрезультатных полицейских порок освобождали их на излечение для новых дрессировок.

ІІІ. Изыскание материальных ресурсов на усиление работы.

Имеющиеся скудные средства для подпольной работы не покрывали неотложных текущих расходов. Наступал момент развернуть работу шире.

Группа товарищей предложила услуги для изыскания денежных средств. На совещании её было решено достать валюту из николаевской "казёнки" (заведение по продаже казённого вина). Тов. Макаров должен был произвести поджёг здания, другие товарищи - забрать деньги из кабака во время суматохи, какая бывает по обыкновению при пожарах в заводах.

Воздух был насыщен сыростью от пролившаго дождя. Чрез задния надворные постройки пробрался Макаров на кабацкий двор. [5] Во дворе от неумелаго обращения с взрывчатым веществом получился преждевременный переполох. От неудачи разбежались горе-экспроприаторы в разные стороны.

С трудом выбрался тов. Макаров со двора. Конный об"езд полицейских из заводской охраны напал на его след. В ночной темноте он скрывался от стражников. Воздушные волны полицейских свистков сопровождали его до избы.

Нагрянула охранная свита к тов. Макарову, но в избе не нашли обуви, подходящей к следу на сырой земле. Пимы, в которые был т. Макаров, жена успела забросить на вышку избы. (До сих пор в заводских и сельских местностях носят валенную обув во время лета). Промазали полицейские, "бабьей хитрости" распознать не могли.

В эту ночь т. Макарова схватили и ввиду недоказанности через неделю освободили.

IV. Тюремный застенок изолятора революционеров.

Упорно неслась до полиции обывательская информация [6] о подпольной организации рабочих. За главарей смутьян считали брат. Прокопьевых.

Вот наступил день зловещий. В попыхах прибегает в дом Прокопьевых двоюродный брат Фёдор Алексеевич и [предлагает]:

- Ну! Всё живее прибирайте!

Вот оно дело-то какое произошло:

Под вечер нагрянула свита полицейских и при обыске на сарае двора под сеном нашли 2 аршина Бикфордова шнура, капсуля и динамид. Не думали брат. Прокопьевы, что без шпионства провокаторства угораздило полицейских обезаружить их, но не знали, чьё было это дело. Теперь известно, что эсеровско-меньшевитское.

Забрали брат. Прокопьевых и отправили из Сысерти. На двух парах лошадей провезли под окнами дома. На улицу повыскочили все родные. Плакали дети и жёны, а старушка мать кричала:

- Милые вы мои сыночки, куда же вас повезли!

Слышны были слова Александра Васильевича:

- Скоро-скоро, мать, вернёмся. [7]

Братьев Прокопьевых забросили в Екатеринбургскую суровую тюрьму.

V. Роковые дни октября 1905 г.

Сколыхнулись устои самодержавия. Хлынула волна освободительнаго движения. Ряд за рядом в городах и заводах зарождались стачки и забастовки. Слабли тисы капиталистов. Освобождались политические узники из застенков тюрем.

Вырвавшихся из тюрьмы брат. Прокопьевых организованно встречали Сысертские рабочие. Тысячная толпа ходила за дер. Кашину, что в 12 верстах от Сысерти по Горнощитскому шоссе. Бывало так много народа лишь при встречах архирея в заводе. Но отменно на этот раз наблюдалось настроение среди рабочих и работниц. Эхом отзывались по сосновому лесу звуки хриплых голосов рабочих. В жизни первый раз открыто пели рабочие "Марсельезу" и др. револ. песни среди шумнаго [8] бора от дер. Кашиной до Сысертскаго завода и в доме Прокопьева.

Безсильна была полиция. Молчанием реагировала она на это событие.

После этого морального подъёма ударом глубже налегли брат. Прокопьевы на политическую работу. Не покладая рук, с удвоенной энергией ковали рабочее дело.

VI. Предательство рабочаго дела.

В цель ударил владелец Сысертских заводов Саломирский. Не без его участия произошло усиление заводской охраны в лице эскадрона казаков и 50 человек ингушей-наймитов. Предатели дела рабочаго попешили нагайками и плетьми усмирять и подавлять справедливое возстание трудящихся.

После смены рабочие Ильинской фабрики устроили собрание. Прозевали хранители мошны буржуйской собрание застать. По дороге, что от Ильинскаго до Сысерти, засели в лесу для облавы на людей. [9] Неожиданно напали на рабочих и с наслаждением их драли.

Кровью обливалось порубцеванное нашайками тело рабочих. Не чем было обороняться рабочим, кроме хворостины.

Разсказывали потом они:

- Эх! Как досадно - если бы оружие в наших руках. Показали бы мы им "кузькину мать". Но хорошо же погуляла на этот раз по шеям лакейским дубина.

Вспоминали ингуши, с кем имели дело, уезжая из Сысерти.

В этот день вернулись с работы брат. Прокопьевы израненными.

Начались преследования. В начале же 1906 года для пользы дела брат. Прокопьевых вновь откомандировали из Сысерти в тюрьму.

За тюремной стеной рабочим с производства пришлось подойти в плотную к изучению опытов революционного движения масс. [10]

Бр. Прокопьевы совместно с заключёнными революционерами, как-то: Сыромолотовым, Чускаевым Сергеем, Крестинским, Аркадьичем, Кукурузовым И.И., Герцман Гриша, Старковым А.И., Парамоновым, Румянцевым, Порошиным, Гребнёвым и пр. в беседах, лекциях и дискуссиях изучили политэкономию и методы социальнаго строительства, а Потапов И.И. детализировал способ организации боевых дружин.

Дни обычные в тюрьме иногда сменялись разнообразием. Был случай такой:

С разрешения начальства устроили собрание. В нижнем этаже здания тюрьмы №1 (где теперь исправдом №1) сошлись вместе с женщинами, которых было около 6 человек. В ограниченное время побеседовали и разошлись. За это удовольствие поплатился увольнением чрез 24 часа начальник тюрьмы №1 Василевский, как за ослабление режима для политзаключённых. [11]

Заезжали сюда и гости желанные, как Вилонов Михаил. Вилонов заключался в Ново-Николаевском Централе. Оставшись в единственном числе выдерживать голодовку, тогда как об"явленной голодовки товарищи не сдержали, он был водворён в одиночную камеру.

Не имея возможности уже продолжать голодное существование, Вилонов решил привязаться полотенцем к деревянным доскам и зажечь себя.

Сжалились волки над овцей, из пылу огня вырвали его тюремные охранники.

- Захотелось узнать, какое настроение в центре Урала - Екатеринбурской тюрьме, - говорил он.

Для осуществления этой цели при переводе его в Камышловскую тюрьму он в пути следования фиктивно заболел. Со ст. Екатеринбург его направили в больницу при Екатеринбургской тюрьме. Здесь до осмотра врача он принял чашку воды с табаком, вызвав тем самым осложнение в функционировании сердечной деятельности. [12] Здесь оставили его на время в общей камере политических заключённых.

За короткое 2 дневное время Вилонов смог прочесть среди заключённых Екатеринбургской тюрьмы несколько лекций. В лекциях он разобрал уклон разных партий и установил, что единственной из правильных платформ - это программа с-демократов. Его девизом тогда было - от слов к делу вооружённого возстания.

При сопровождении из Екатеринбурга в Камышлов Вилоновым произведён удачный побег от конвоя.

Счастливчиками из заключённых Уральской тюрьмы считались те, кого освобождали на поруки попечителя тюрьмы Конюхова (золотопромышленник бывший). Чрез попечителя арестованные получали с воли передачи натурой и деньгами от нелегальных дружеских организаций. [13]

VII. Подавление рабочаго движения в 1905 г. - временный успех царствования дома Романовых.

В результате революционной работы этапа 1905 года выслали из Сысертскаго завода: брат. Прокопьевых, тов. Медведева, Старкова А.И., Гребнёва, Сундукова и Фокина. Местом жительства высланные братья Прокопьевы избрали ближайшую Пермской губернии Оренбургскую с жительством в гор. Челябинске.

С разных мест участь довела тогда до Челябинска революционеров: Клепацкаго С., Румянцева, Уфимцева, была Сима Дерябина и пр.пр.

Тов. Сима вместе с Шуркой Колеговой часто читала детям сказки и обязательно просила их, чтобы ей разсказывали прочитанное, развивая тем самым способность к свободному изложению мыслей.

Прокопьев Афонасий Вас. по рекомендации доктора Шевтель устроился кладовщиком во вновь приступленно к оборудованию [14] чайной развестной "Высоцких". В то же время он являлся сторожем 2-х домов при одной усадьбе, приобретённых "Высоцких" около леса в конце быв. Александровской площади на окраине гор. Челябинска. Единственными жильцами в этих домах оказались брат. Прокопьевы.

Квартирные условия, приписка в полиции и проч. десятка политических людей с семьями вынуждало даже не легально проживать у брат. Прокопьевых. Вот здесь-то и находили приют попавшие в Челябинск изгнанные с разных мест бунтовщики. Здесь в большом саду и глухих стенах 2-х этажных каменных домах происходили тайные собрания и заседания загнанных в подполье революционеров.

После оборудования чайной развестной "Высоцких" в домах началось расквартирование служащих и рабочих этой развестной. Тяжесть подпольной работы была перенесена тогда [15] в клуб, где в то время Прокопьев Александр Васильев работал электро-монтёром при летнем саду и зимнем клубе, имея квартиру при последнем.

Продолжительное время и дружно жила в гор. Челябинске семья всех революционеров-политикантов, все за едино шлифуя путь победы над царизмом, выводя работу из подполья в массы персонально и коллективно при каждом удобном случае.

Челябинск. Общий вид города в 1910-х гг.



Часть 2

РКМП, Революция, история

Previous post Next post
Up