А. Башуров. ВСТРЕЧИ С ИЛЬИЧЁМ

Apr 26, 2019 17:34

В завершение ленинской недели

ВСТРЕЧИ С ИЛЬИЧЁМ

Освобождённый февральской революцией из ссылки я за день до 1-го мая (18 апреля по ст. ст.) прибыл в Петроград и с того же дня окунулся в бурный поток новой жизни и борьбы. Первое, что страстно мне хотелось - это увидеть и услышать Ильича. Я всегда издалека его чувствовал и понимал, даже только и как мог помогал. Когда в 1913 г. в связи с усиление репрессий на "Правду" газеты стали опаздывать - приходить к Владимиру Ильичу в Краков вместо утра вечером, что, безусловно, мешало оперативному руководству газетой, тов. Ленин немедленно забил тревогу, требуя добить от экспедиции аккуратной высылки газеты. После этого я каждый день рано утром заделывал в бандероль два экз. "Правды" и опускал их в почтовый ящик на загородном проспекте.

Счастливый случай не замедлил мне представиться.

Первое мая. С раннего утра огромные колонны рабочих движутся с пролетарских окраин праздничными улицами к Марсовому полю. Вот огромная площадь вся уже занята народом. Всюду идут митинги - говорят с трибуны, грузовиков. Ораторы различных партий сменяют друг друга. Можешь выбрать любую трибуну, слушать любую речь.

Пацифистские и оборонческие речи расчитаны на мобилизацию масс на службу буржуазии, на отвод могучего [*зачёркнуто "огромного"] источника пролетарской энергии в русло капиталистических интересов.

Но сладкопевцам хищнического империализма не обмануть рабочих масс, долго не удержать под гипнозом "защиты нового отечества". Пролетарии понимают, что значит "война до победного конца". Их умы и сердца больше привлекают другие ораторы [*зачёркнуто "фронты"], которые вместо расплывчатых, ни к чему не обязывающих обещаний, пышной [*зачёркнуто "пылкой"] театральной фразеологии, выставляют чёткую программу политических действий, вносят максимальную ясность в создавающуюся [1] обстановку. Никакой поддержки Временному правительству, грабительской империалистической войне, беспощадное разоблачение его, власть Советам.

На автомобиле-грузовике поднимается плотная фигура, не сразу узнаешь, что это Ильич. Приглядываюсь, узнаю - да, это он. Я вижу его впервые, но узнаю, потому что он до этого больше десятка лет был для меня такой близкий, родной, что узнаешь его, не зная.

Простая речь, твёрдо намеченный путь, ясное представление трудностей и пути преодоления их. Вот он истинный прирождённый вождь пролетариата, быстро завоёвывающий массы, неуклонно ведущий их к раз намеченной цели.

Недаром буржуазия, её лакеи - меньшевики и эсеры, разного рода наймиты об"явили жесточайшую войну ему, бесстыдную травлю, клеймя его германских шпионом, предателем родины, безумцем и проч. и проч. Для них он был самым опасным врагом.

Видя и слушая его, своего вождя, понимаешь, что с ним враги в сделку пойти не попытаются, ибо они прекрасно знают его непримиримость и преданность делу пролетариата. Таких классовый враг не покупает, ибо это не в его силах, а, если возможно, уничтожает.

Через очень короткий промежуток времени я увидел Ленина второй раз - это было на апрельской конференции.

Эта конференция показала огромнейший рост нашей партии по выходе её из подполья. За весьма короткий период Ленин, осуществляя правильное руководство партией и рабочим классом, гениально маневрируя в наисложнейшей политической обстановке, сумел добиться таких блестящих результатов. [2][

Апрельская конференция имеет исключительное значение в истории пролетарской революции, она одна из основных вех в ней.

Тов. Ленин делал доклад но основному вопросу конференции - текущему моменту. Содокладчиком был т. Каменев.

Как сейчас помню, какие совершенно различные впечатления оставили у меня эти два выступления.

С одной стороны вождь, человек неудержимо влекущий к себе ясностью перспективы [*зачёркнуто "инициативы"], огромной несокрушимой [*зачёркнуто "необрушимой"] силой воли, неудержимой энергией. Ильич - твёрдо знающий пути пролетарской революции, глубоко верящий в силу и мощь пролетариата, в его историческую роль, и с другой стороны перепутавший все карты, перепугавшийся интеллигент, выставивший жалкие аргументы против пролетарского вождя. Паникёрствуя, он повторял, что превращение революции в социалистическую неизбежно обрекает рабочий класс на поражение, ибо крестьянство его в этой революции не поддерживает, он будет изолирован. Такая, с позволения сказать, теория прямо вытекала из неверия в силы пролетариата, из неверия в возможности поддержания пролетариата со стороны беднейшего крестьянства.

А раз так, то совершенно иное, чем у Ленина, должно быть отношение к Временному правительству. Свергать его, выходит, нельзя, нужно лишь давить на него, требовать контроля над империалистическим правительством. Контроль без власти, без возможности и силы проводить свои решения - политическая чепуха, обман масс. Контроль, имеющий силу проводить своё решение - это уже власть, но её не требуют, а лишь берут по праву сильного.

Две речи - две линии. Одна смелая, чёткая, ребром ставящая вопрос о власти - линии партии; другая оппортунистическая [3] с головой выдающая пролетариат буржуазии. Какую из них выбрать - сомнений не может быть. Да и выбирать-то тут, собственно говоря, нечего - всё ясно.

Немудрено, что на апрельской конференции аппортунисты, пытавшиеся Ленинской линии партии противопоставить свою гнилую зигзагообразную линию, были разбиты на голову.

Тов. Ленин со своим верным соратником тов. Сталиным обеспечили партии блестящую победу.

Работая в экспедиции газеты "Правда" в 1917г., я имел возможность до июльских дней видеть близко Ленина в стенах редакции. Всегда тов. Ленин производил удивительно хорошее, бодрящее впечатление.

Помню один эпизод. А. С. Киселёв стоит и разговаривает с Ильичём.

- Ну как, - спрашивает Ленин, - дела?

- Не плохо идут, - отвечает тов. Киселёв, - работы уйма, книжки солидной даже почитать совершенно некогда.

Улыбнулся Ленин и говорит:

- Кто же в наше время (понимай теперь, А.Б.) может заниматься изучением капитальных трудов.

Да, время было горячее, стремительное, ежеминутно требовавшее самих крутых действий и действий, руководимых усвоенной за годы тюрем, ссылок, эмиграции пролетарской революционной теорией.

А. Башуров.
12/І-1934 г. [4]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.21.Л.1-4.


Революция, история

Previous post Next post
Up