При выборе «умных» игрушек необходимо руководствоваться одним простым правилом:
по-настоящему развивающая игрушка задействует воображение ребенка, имеет возможности "на вырост", в нее можно играть по-разному, причем как со взрослыми, так и с ровесниками К хорошим "умным" игрушкам относятся:
1. Самые разнообразные игрушки со вкладышами. Как правило, они предназначены для детей младше трех лет, чтобы они учились соотносить форму прорези с формой вкладыша и тренировали захват тремя и двумя пальчиками. Однако вкладыши будут интересны и ребенку более старшего возраста. Четырех-пятилетние дети вынимают вкладыш, кладут его на бумагу и обводят, а потом раскрашивают. А еще они любят делать из него "печати". Такие игры важны для развития зрительного восприятия ребенка и в будущем помогут лучшему запоминанию зрительного образа буквы.
2. Сортеры
3. Игрушки- магниты( поймай рыбку). В процессе игры развиваются мелкая моторика, внимание, сосредоточенность, координация движений рук и глаз.
4. Конструктор. Хорошо, если в детской комнате несколько конструкторов различных типов: пластиковых скрепляющихся типа "Лего", мягких, деревянных, с большим или меньшим количеством деталей, разных по величине, форме и материалу. Конструкторы - игрушка, которая прекрасно развивает мелкую моторику и обучает логическому мышлению, развивает воображение.
5. Кукла - игрушка, которая никогда не потеряет своей актуальности. Кукла "живет" человеческой жизнью: просыпается, кушает, одевается, плачет и пр. Играя с куклой, ребенок проговаривает все, что происходит в его жизни, и это очень важно, потому что нельзя развить речь ребенка только на картинках и стишках. К тому же манипуляции с куклами тоже хорошо развивают мелкую моторику
6. Матрешка. Знакомит ребенка с народным творчеством. Лучше выбирать хорошо расписанные матрешки, классические, в русском народном стиле, например, под "Хохлому", под "Гжель".
7. Мозаика должна быть в каждом доме, где растет ребенок-дошкольник. Мозаика имеет незаменимый развивающий и диагностический эффект. Чем точнее ребенок научится делать композиции по образцу, тем меньше ошибок у него будет при письме. С помощью мозаики родители могут в домашних условиях протестировать ребенка на предмет ранней дисграфии и дислексии, когда взрослый выкладывает несколько "строчек" мозаики, в произвольной последовательности чередуя цвета, и просит ребенка назвать все ячейки по цвету. Ребенок говорит: "Синий, синий, желтый, красный, красный, красный, белый..." Сколько ячеек он не назовет или назовет другой цвет, столько же букв он пропустит в строке школьного диктанта.
8. Настольные игры.Очень полезны настольные игры, где нужно делать ходы, прослушать и выполнить задание. Уже 3-летний малыш стремится выполнять задание и вступает в определенный договор или уговор с партнерами по игре. Так у ребенка формируется важнейшее качество - умение следовать правилам, в данном случае правилам игры.
9. Карты, настольные игры, помогают детям освоить макропространство - улица, дом, комната - и микропространство - стол, лист бумаги. Кстати, важно позволить ребенку самому расставлять и убирать игрушки в своей комнате. Полезно приобрести тематические коврики-карты (мягкие или бумажные), где изображена улица, дорога, указательные и ограничительныедорожные знаки. На этом материале легко отрабатывать понятия: вправо, влево, быстро, медленно, долго, скоро и прочее. И попутно знакомиться с правилами дорожного движения. Подобный развивающий смысл имеют и железные дороги, и автобаны для машинок с мостами и шлагбаумами.
10. Книжки с многоразовыми наклейками развивают пространственную речь и воображение
11. Пластилин, краски, карандаши, глина и т.д
12. Игрушки-раскраски появились в продаже не так давно. Это мягкие игрушки из приятного на ощупь материала, которые раскрашивают специальными фломастерами. Раскрашенную игрушку легко помыть, и она опять готова к детскому творчеству. Если в процессе рисования проговаривать с ребенком, каким цветом он раскрашивает спинку, носик, ушки, то можно совместить два вида упражнений: в рисовании и в развити