"Три Сокровища": рассказ о терпении

Dec 21, 2024 09:35

Предисловия и предыдущие рассказы - по метке "Три Сокровища".

Свиток 1, рассказ 3. Парамита терпения (отшельник Кшанти, Терпеливый)
Бодхисаттва из века в век упражнялся в парамите терпения. В сердце своём он думал так: если не приучу сердца к терпению-сокрытию, стану по разным поводам гневаться и досадовать, не получу красивого и нежного облика. Я вытерплю то, что трудно вытерпеть! И если меня будут хулить и бранить грубыми словами, я стану думать, что все голоса - как эхо в ущелье; если будут меня бить посохами и рубить мечами, я стану думать, что все тела подобны пене на воде.
Жил отшельник по имени Кшанти, Терпеливый. Он поселился в роще недалеко от столицы. В ту пору правил царь, звали его Кали. Он взял с собой своих жён и выехал в рощу гулять. Государь прилёг и уснул, жёны его любовались цветами, зашли в рощу и разбрелись кто куда. Издалека увидели отшельника, собрались перед ним. Отшельник проповедал им Закон, учил, чтобы пробудить помыслы об отвращении-отдалении от мира.
Царь проснулся, стал искать своих жён и не нашёл. В гневе он подумал: кто-то увёл их! Выхватил длинный меч, пустился на поиски. Издалека увидел: они сидят перед отшельником. Помчался туда и великом гневе спросил:
- Ты кто такой?
- Я отшельник, - отвечал Кшанти.
- Что ты делаешь? - спросил царь.
- Упражняюсь на пути терпения-сокрытия.
Царь подумал: он говорит, что увидел гнев в моём лице и думает, как бы скрыться? И снова спросил:
- Ты освоил подвижничество на путях мира образов и мира без образов?
- Всех не освоил, - отвечал отшельник.
Царь разгневался ещё больше и сказал:
- Ты ещё не отдалился от помыслов мира желаний. Что же ты в своё удовольствие смотришь на моих жён?!
- Я всего лишь подвижник терпения-сокрытия, - ответил отшельник.
- Тогда, - велел царь, - подними руку!
Отшельник поднял руку, и царь мечом отсёк её.
- Кто ты такой? - спросил он снова.
- Я человек, способный терпеть, - ответил Кшанти.
Тогда царь велел ему поднять другую руку и отсёк её тоже. И спросил:
- Можешь терпеть?
- Могу, - ответил отшельник.
Царь отрубил ему обе ноги, отсёк уши и нос, и каждый раз спрашивал - а отшельник отвечал то же самое.
Глядя на то, как части тела отшельника падают на землю, царь очнулся от гневных помыслов. Отшельник сказал:
- Что же ты перестал рубить? Даже если ты изрубишь меня на части, мелкие, как зёрна сезама, как пылинки, - я ни единой мыслью не стану гневаться и досадовать!
И тотчас дал клятву:
- Хочу, чтобы как ты, царь, сегодня с гневными помыслами отрубил от моего тела семь частей, нанёс мне семь ран - так же и я, когда стану Буддой, с помыслами милосердными первым перевёл бы тебя на тот берег, помог тебе освоить семеричный путь, отсечь семь наваждений!
Его тело было изрублено, а он не досадовал - так он исполнил парамиту терпения. Древний отшельник Кшанти - это нынешний Шакьямуни, Прошедший свой Путь. Прочитано в «Большом трактате».
Картинка.

Размышления бодхисаттвы отсылают к «Трактату о запредельной премудрости» (ТСД 25, № 1509, 164b) и к XX главе «Лотосовой сутры» - о бодхисаттве Никогда Не Презирающем (ТСД 9, № 262, 50с-51а). Рассказ, вопреки ссылке в конце, восходит к «Садам Закона…» (ТСД 53, № 2122, 896а) [Kamens 1988, 128].
Имя отшельника 忍辱, Ниннику, санскр. Кшанти, означает «терпение». Имя царя Кали пишется 歌利王, Карио:. Когда царь неправильно понимает слова отшельника ("...думает, как бы скрыться"), дело в знаке 忍, который означает и "терпеть", "скрывать" (боль и т.п.), и "скрываться" (от кого-то), как в слове ниндзя.
Мир образов и мир без образов 色界無色界, сикикай-мусикикай, согласно буддийской космографии, расположены над миром желаний и населены божествами; отшельники могут подниматься туда в сосредоточенном созерцании. «Семеричный путь» 七種の道, нанакуса-но мити, включает в себя: нахождение истинного учения, усердие, радость и бодрость при следовании этому учению, избавление от привязанностей, сосредоточенность и спокойствие. Семь наваждений 七随眠, сити дзуймэн, связаны с удовольствиями, неприязнями, самодовольством, узостью взгляда, сомнениями, желаниями, неведением.
Как сказано в «Садах Закона…», царь Кали во времена Шакьямуни стал его учеником Каундиньей.

Индия, Три Сокровища, поучительные истории, Хэйан

Previous post
Up