Камакурские байки: про монаха Гэнсина

Jun 14, 2021 22:41

Гэнсин, он же Эсин (942-1017) - один из самых знаменитых японских монахов всех времён. Он не был главой в своей школе Тэндай и не основал новой школы, но первым в Японии составил большой трактат о будде Амиде и Чистой земле - «Собрание сведений о возрождении» («О:дзё:ё:сю:», 985 г.); по преданиям, эту книгу оценили даже в Китае. Кроме Чистой земли в ней говорится и о других путях перерождения начиная с ада, «подземных темниц», и поэтому её сравнивают с «Божественной комедией». За Гэнсином числятся ещё труды о молитвенном сосредоточении на образе Амиды, о распорядке обрядов и прочих дел в амидаистской общине, об учении «Лотосовой сутры» и других. Среди этих сочинений несколько подложных, составленных явно уже в XIII веке или позже; из японских монахов у Гэнсина самый большой корпус сомнительных текстов. Сохранилось несколько жизнеописаний Гэнсина, их составляли и его ученики, и собратья по школе, и книжники-миряне - Ооэ-но Сукэкуни и гораздо более известный Ооэ-но Масафуса (1041-1111). В сборниках поучительных рассказов тоже много историй о Гэнсине, и интересны они тем, что он чаще появляется не в роли мудреца, учителя, а в роли, скажем так, театрального ваки - ученика, странника, человека, задающего вопросы. Таков он и у Камо-но Тёмэя в «Пробуждении сердца». Покажем сегодня две истории оттуда.



Портретов Гэнсина есть несколько, все поздние; нам особенно нравится вот этот.

Итак, Гэнсин-Эсин, единственный сын родовитой, но небогатой семьи (сестёр у него было много, а братьев не было), с юных лет учился в школе Тэндай и к середине 950-х годов уже достиг первых успехов.

Как общинный глава Эсин последовал замыслу матери и удалился от мира
У общинного главы Эсина на руках была старая немощная мать.
Решимость его была крепка, но дела складывались так, что он о матери не заботился так, как хотел бы, не бывал у неё; и вот, его позвали руководить обрядом у кого-то знатного, он получил много подношений, обрадовался, тотчас привёз это всё к матери и вручил ей.
А мать еле-еле сводила концы с концами. Он думал: как она обрадуется! А она, увидев подношения, вдруг отвернулась и горько заплакала. Сын не понял, подумал: это ты от избытка радости? Медлил, а мать сказала:
- Имея сына-монаха, я много лет жила, надеясь, что он будет мне подмогой в будущей жизни. Так нет, пришлось мне увидеть его дела, что ведут в ад! И во сне мне такое не снилось!
И не договорила, всё плакала.
Общинный глава это услышал, и сердце его пробудилось, он удалился от мира. Редкостное сердце было у его матери!

Выбор здесь - между карьерой служилого монаха (которая, по словам матери, ведёт в ад, если главным оказывается стремление к славе и выгоде). Эта история стала потом весьма популярна: например, её воспроизводит «Книга с картинками об общинном главе Эсине» («Эсин со:дзу эмаки»), предположительно, XVI в.



Вот тут книгу можно посмотреть полностью:
Матери Гэнсина приписывают такую песню:

Ноти-но ё-о
Ватасу хаси-то дзо
Омоиси ни
Ёватару со: то
Нару дзо канасики

К будущей жизни
Ты станешь мостом, -
Думала я.
А ты стал монахом ради наживы:
Как горько!

Точно перевести сложно, песня строится на словах ватасу/ватару, «переводить» на другой берег, из нынешней жизни в будущую, - и «переходить», «проживать жизнь», ёватару - «зарабатывать на жизнь», «наживаться». В общем, по словам матушки, сын движется не туда, куда надо, хотя, казалось бы, его обряды в любом случае дают заслуги по закону воздаяния. Мудзю Итиэн ещё в конце XIII века писал, что Гэнсин в зрелые годы превыше прочих слов ценил два: «слава» и «выгода», ибо именно они привели его в молодости на Путь Будды.

Во втором рассказе Гэнсин встречается с монахом-странником по имени Ку:я (903-972), проповедником учения о Чистой земле. Гэнсина повествователь величает «общинным главой», как принято: по самому высокому из званий, каких достиг человек за всю жизнь, не важно, имел ли он уже это звание в ту пору, о которой идёт речь.

Как общинный глава Эсин побывал у святого Ку:я
Общинный глава Эсин давно уже решил: надо мне увидеть святого Ку:я. И пришел к нему. А тот стар, величествен, не выглядит обычным человеком.
И так величав был его вид, что Эсин заговорил о делах будущей жизни:
- Я всеми помыслами стремлюсь в край Высшей Радости [= в Чистую землю Амиды]. Смогу ли я возродиться там?
Так он спросил, а Ку:я ответил:
- Я не мудр. Как я могу судить о таком? Но я слышал, что говорили мудрые, и если мерить их мерками - то почему бы тебе не возродиться? Вот в чем причина. Человек упражняется в шести созерцаниях, хочет утвердиться в высшем мире: на нижних ступенях - [созерцание] вражды, страданий, помех, на верхних - покоя, благости, отрешенности. Так он верит, нижних ступеней с отвращением избегает, верхние ценит и стремится к ним. Силой такого созерцания он постепенно продвигается вверх, достигает уровня, где нет ни мысли, ни безмыслия [то есть высшего из небес] . И идущий к Западу тоже таков. Даже без мудрости и без подвижнических заслуг, если отвратится от грязных земель и всеми помыслами устремится к Чистой земле - отчего бы ему там не возродиться?
Общинный глава выслушал это, подумал: воистину, он прав как никто! Залился слезами, соединил ладони, ища прибежища [у святого].
Эсин составил «Собрание сведений о возрождении», где, помня об этом разговоре, на первое место поставил отвращение к грязным землям и стремление к Чистой земле.



Странник Ку:я. Статуя из храма Рокухарамицу в Хэйане (Киото).
Здесь главная книга Гэнсин оказывается итогом и его собственных книжных изысканий, и подвижнических трудов Ку:я, традиции книжников и странников в ней смыкаются.

поучительные истории, Камакура

Previous post Next post
Up