Большая семья художников: древности Ёсида Ходаки

Sep 24, 2020 20:43

В послевоенной Японии отечественная древность была в большой моде, археологические находки обсуждались как самые важные новости, шли дискуссии насчет самобытности японской архаики или ее сходства с другими культурами Древнего Мира; у нас об этом много писал А.Н. Мещеряков. Школа Ёсида на такую моду не могла не откликнуться. Ёсида Ходака выпустил несколько серий по Древней Японии, мы сегодня покажем листы из двух подборок: по ранней буддийской скульптуре (это VIII век) и по совсем глубокой древности.
У Ходаки широко известные статуи из храмов города Нара и узнаваемы, и в то же время выглядят весьма модернистски.


Вот такой у него Тысячерукий Кандзэон, Авалокитешвара. Блеск золота в темноте передан уже знакомым нам способом, так делал Ёсида Хироси свои храмовые интерьеры.



Другие бодхисаттвы: сидящий Мироку и стоящий Никко.



Демон асура из храма Ко:фукудзи, борется с собственными тенями, как и подобает асурам в их мире вечных войн.
Эти работы, помимо прочего, - ещё и ответ тем, кто вслед за Э. Феноллозой видел в японской буддийской скульптуре приметы высокого «искусства» в западном смысле слова, прослеживал в ней опосредованное через Индию влияние греческой Античности. Здесь эти изваяния совсем далеки от классической гармонии.
Следующая серия отсылает сразу и к находкам из японских курганов (IV-VI вв.), и к мегалитическим сооружениям, и к мифам. Мотив магатама (камень в виде «запятой) как основной знак древности в гравюре появился давно, например, в серии Утагава Куниёси по истории Японии, а у Ходаки он становится главным.


Древние народы, тут и японцы, и не только они.



Камни и человек



Развалины



Маска



Чудовище!



Есть и вот такие буйные божества, непонятно какого народа.



А этот бог-хитрец, как нам кажется, - привет брату Тооси, динамичный, но почти дошедший до равновесной ясности и в цвете, и в линии. Само божество одновременно японское - и откуда-то из доколумбовой Америки.



Тотем
Заметим, как трудно вообразить бесписьменную древность. И у Ходаки, и у Тооси в его абстрактных гравюрах архаические камни и узоры всё равно выглядят как некие письмена неизвестного языка...

Нара, Сёва, Ёсида, Кофун

Previous post Next post
Up