Кошку мы уже
одевали, дам
причёсывали - пришла пора вооружить воина. Для этого у нас есть гравюра Утагавы Ёсикадзу (歌川芳員, работал в основном в 1850-х - 1860-х годах) «Шлем и панцирь, или Воинское снаряжение» (甲冑着用備双六, 1858).
Это не «вырезалка» вроде предыдущих, а настольная игра-гусёк (
э-сугороку, 絵双六) с продвижением по клеткам от начала к конечной цели. Порядок движения в таких играх может быть довольно сложным, но в нашем случае всё как раз просто - фишка передвигается из правого нижнего угла к центру по спирали.
На начальной клетке - всякое сигнальное снаряжение: труба из раковины, гонг и хитрый оптический фонарь.
А дальше наш воин начинает снаряжаться - с самого начала, с исподнего:
Поскольку спираль закручивается против часовой стрелки, порядок картинок - справа налево.
Штаны надеты, начинаем обуваться.
Теперь - набедренники и рукавицы.
Рукава и собственно панцирь. И подпоясаться.
Приладить наплечники, прицепить мечи…
Затянуть все ремни, надеть подшлемник, маску и шлем…
Оснаститься напоследок знаменем - и сесть передохнуть на раскладной стульчик. Ф-фух!
Передохнули? А теперь пора упражняться во всех воинских искусствах, конным и пешим, с разным оружием и щитами.
На последней картинке наш воин потихоньку переходит на штабную работу - и дальше уже в основном руководит, а не саблей машет:
И неуклонно растёт в чинах и званиях:
И на финишной клетке - уже заседает в воинском совете в присутствии самого сё6гуна! Это выигрыш.
Ёсикадзу - художник загадочный, работал под множеством псевдонимов, когда родился и умер - неизвестно (первые достоверные работы - 1848, последние - 1871 год). Воинов у него много - вот, скажем, картинка к «Повести о великом Мире»:
А вот юный Ёсицунэ упражняется с тэнгу:
Но чаще всего его вспоминают в связи с изображениями разных европейцев (мы про такие «
картинки из Йокогамы» уже писали). Вот, скажем, русская парочка, только что прикупившая в Йокогаме лубок с собственным изображением: