1. Смута
В галерее исторических портретов Кикути Ё:сая на один VIII век приходится почти столько же персонажей, сколько на всю предшествующую древность. Это уже время, когда пишется история - в том числе те первые летописные своды, по которым нам известно всё предыдущее. Тогда же пишутся первые своды законов, составляется первая поэтическая антология «Собрание мириад листьев» («Манъё:сю:») - в общем, источников становится всё больше.
Предыдущую подборку мы закончили на Накатоми-но Каматари и его современниках. Уже через три года после его смерти, в 672 году, началась очередная смута. Государь Тэнти умер, его брат и предполагавшийся наследник царевич Ооама ещё при жизни Тэнти принял монашество, но продолжал притязать на престол и начал собирать войска. Противники Ооамы, сподвижники покойного государя, закрепились в земле Ооми и приготовились ему противостоять - за юного сына Тэнти и вдову-регентшу. Этому междуцарствию посвящено неожиданно много гравюр.
Одним из отрядов Ооми командовал воевода Тисон (智尊) - на картинке Кикути Ё:сая он изображён во время обороны стратегически важного моста. Середину моста Тисон велел разобрать, а получившийся провал замаскировать, чтобы враги ринулись на мост и провалились в реку. Впрочем, сам Тисон героически погиб в том же бою.
На той же стороне сражались Ики-но Каракуни, Ооно Хатаясу с Инукаи-но Икими, Иои-но Кудзира, Мононобэ-но Маро - все они тоже есть на наших картинках.
Ооно-но Хатаясу (大野君果安) и Инукаи-но Икими (田邊史小隅)
У царевича Ооамы тоже нашлись приверженцы - вот, например, Муракуни-но Оёри (村國連男依), который собирал для него войско на востоке страны.
А вот Оомива-но Такэтимаро (大神朝臣高市麻呂), царедворец, стратег и поэт:
Впрочем, приведённые рядом китайские стихи Такэтимаро написаны много позже - в них он сетует на преклонные лета и отмечает (не вполне точно, как мы увидим), что остался самым старым в окружении своего государя.
Видные вельможи из родов Сога и Накатоми тоже приняли сторону Ооамы. И после ряда ожесточённых сражений сторонники дяди взяли верх над сторонниками племянника. Войска Ооми были разбиты.
Ики-но Каракуни (壹伎史韓國), который перед разгромом успел вовремя бежать:
Иои-но Кудзира (盧井造鯨) вынужден был бежать уже после разгрома - Оомива-но Такэтимаро его преследовал, загнал в болото, и спас Кудзиру только его замечательный пегий конь, умудрившийся выбраться из трясины вместе с седоком.
Сын Тэнти отступал с горсткой верных людей, включая Мононобэ-но Маро, но в конце концов был загнан в угол и вынужден покончить самоубийством. Его дядя, невзирая на свой монашеский сан, победоносно вступил на престол - это государь Тэмму. Мононобэ-но Маро, однако, уцелел. Одни говорят, что за него заступились его родичи, сражавшиеся на противоположной стороне. Другие рассказывают, что победитель был так тронут верностью Маро юному господину, что решил не разбрасываться такими надёжными людьми (и эта история больше во вкусе Кикути Ё:сая). Так или иначе, очень скоро Мононобэ-но Маро возглавил посольство в Корею - и даже сумел оттуда вернуться целым и невредимым, хотя и не очень преуспевшим. Ему предстояла блестящая карьера, во время которой он менял должности (вплоть до самых высших), титулы и имена. Поминальную речь по Тэмму потом произносил именно он.
У Кикути Ё:сая он значится под своим последним прозванием - Исоноками-но Маро (石上麻呂):
В эти уже бесспорно исторические времена примечательно, как мало нужно, чтобы попасть в ряды героев Кикути Ё:сая. Если раньше персонажами его гравюр становились в основном те, о ком в летописи есть хоть пара страниц, хоть один подробно описанный яркий эпизод - то в истории этой смуты 672 года (так называемой смуты года Дзинсин) мы видим портреты полудюжины персонажей, о которых почти ничего не известно, кроме того, на чьей они были стороне. Если брать распри древности, то там героями оказываются или те, кто замирил смуту, представляя законную власть, или уж те, кто не только поднял мятеж, но и добился того, чтобы мятеж закончился удачей. (Примечательное исключение - Мононобэ-но Мория, к которому художник явно питал личную приязнь.) В истории смуты Дзинсин героев, представляющих проигравшую сторону, оказывается вдвое-втрое больше, хотя на стороне победителей можно было набрать никак не меньше сколько-то выразительных и даже более ярких фигур. Но так или иначе, однозначного решения, кто был прав - не предложено. У такого подхода есть давние корни. Например, собрание китайских стихов японских поэтов «Кайфу:со» (VIII в.) - это во многом попытка оправдать проигравших в 672 году, показать их выдающимися поэтами и достойными людьми. (Об этом есть подробное исследование С.А.Родина.) Есть и другие источники, где права на власть победителя-Тэмму подвергаются сомнению. Хотя в «Анналах Японии», которым доселе Кикути Ё:сай старательно следовал, никакой двусмысленности нету: и боги, и сподвижники просто не оставляют Тэмму иного выбора, как стать государем. Впрочем, это неудивительно: «Анналы Японии» сочинялись при потомках Тэмму.
С другой стороны, гравюры, посвящённые смуте года Дзинсин - это словно бы репетиция двух огромных разделов этого собрания Кикути Ё:сая, отведёных дальнейшим, большим и долгим смутам - в XII и в XIV веках. Что касается сторонников и противников государя Годайго, тут симпатии художника были совершенно однозначны - эту его подсерию гравюр мы уже подробно разбирали (см. по метке «
век Годайго» ). А до войны между Тайра и Минамото мы, может быть, когда-нибудь ещё доберёмся.