(Предыдущие очерки см. по метке
Камакура)
Жизнь и сочинения Нитирэна (продолжение)
Десять главных сочинений Нитирэна и другие его труды
У Нитирэна нет одного главного большого сочинения - такого, как
«Учение, подвижничество, вера и свидетельство» у Синрана. Тексты Нитирэна - это сравнительно небольшие трактаты или послания. Насколько известно, Нитирэн, в отличие от До:гэна, не предполагал свести свои трактаты воедино, в некое целостное собрание с общим замыслом. Как и послания, трактаты Нитирэн почти все имеют адресата, и каждый решает собственную задачу. Многочисленные противоречия в текстах Нитирэна, видимо, объясняются тем, что он по-разному проповедовал в разных случаях, для разных читателей.
Нитирэн цитирует больше 500 буддийских и небуддийских источников; среди всех основателей новых буддийских движений эпохи Камакура его тексты особенно богаты отсылками к китайской классической литературе. В этом смысле из японских буддийских мыслителей его можно сравнить, пожалуй, только с Ку:кай (IX в., основатель школы Сингон).
Ученик Нитирэна по имени Никко: 日興 (1246-1333) выделил десять главных сочинений своего наставника. В традиции Нитирэн считается важным, через кого в свое время наставник передал тот или иной свой труд.
1. «Трактат о возглашении заглавия Цветка Дхармы» 唱法華題目抄, «Сё: Хоккэ даймоку-сё:» (1260 г.), где в вопросах и ответах обсуждаются превосходство «Лотосовой сутры» над другими текстами в пору «конца Закона» и благие последствия от изустного величания сутры. К кому обращено это сочинение, неизвестно.
2. «Трактат об установлении справедливости и спокойствия в стране», «Риссё: анкоку-рон» (1260 г., ТСД 84, № 2688), где речь идет о бедствиях, постигших Японию и еще грозящих ей в будущем, а также о пути избавления от них. Трактат обращен к бывшему сиккэн Хо:дзё: Токиёри.
Рукопись «Трактата об установлении справедливости…» кисти Нитирэна.
3. «Трактат об открывании глаз», «Каймоку-сё:» (1272 г., ТСД 84, № 2689), где Нитирэн сопоставляет конфуцианство, древнеиндийскую мысль и различные буддийские учения, а затем говорит о проповеди «исконных врат Лотосовой сутры», которая позволяет всем живым существам стать буддами в пору «конца Дхармы», и о своей способности вести такую проповедь. Трактат обращен ко всем ученикам Нитирэна и передан им через Сидзё: Кинго 四条金吾 (ок. 1230-1300). Этот мирянин из Камакура был воином и лекарем, служил семье Эма (одной из ветвей рода Хо:дзё:) и стал учеником Нитирэна ок. 1256 г. В пору ссылки Нитирэна на остров Садо Сидзё: Кинго посылал к нему гонца с припасами и сам приезжал туда. Кинго безуспешно пытался обратить в учение Нитирэна своего господина, и это привело к тому, что глава семьи Эма отнял у Кинго землю. Нитирэн написал письмо в его защиту, и в итоге с учетом заслуг Кинго как врача его имение было возвращено и даже увеличено. Позже Кинго поселился на горе Минобу и ухаживал за учителем в пору его последней болезни.
4. Трактат об истинно-почитаемом как средстве постижении сути бытия», «Кандзин хондзон-сё:» (1273 г. ТСД 84, № 2692), где обосновывается обрядность школы Хоккэ. Как и многие другие сочинения Нитирэна, трактат был вручен Токи Дзё:нину 富木常忍 (1216-1299). Этот немолодой воин, «монах в миру», был чрезвычайно образованным человеком, он стал учеником Нитирэна около 1254 г. вслед за своим приемным сыном. В пору ссылки Нитирэна на остров Садо Дзё:нин вместе с Сидзё: Кинго осуществлял связь между Нитирэном и его последователями.
5. «Трактат об усвоении главного в Цветке Дхармы» 法華取要抄, «Хоккэ сюё:-сё:» (1274 г., ТСД 84, № 2693), где установлены «три великих тайных закона» (см. ниже). Трактат был вручен Токи Дзё:нину.
6. «Трактат о выборе времени» 撰時抄, «Сэндзи-сё:» (1275 г., ТСД 84, № 2690), где описаны учения, подходящие для эпох «правильного Закона», «измененного закона» и «конца Закона», в том числе учение «исконных врат», насущно необходимое в наступившем веке. Трактат был вручен «монаху в миру» по имени Нисияма西山 (XIII в.), деду Никко:.
7. «Трактат о возвращении долга» 報恩抄, «Хо:он-сё» (1276 г., ТСД 84, № 2691), Нитирэн написал ради своего прежнего наставника в храме Киёсуми. Трактат обращен к Дзё:кэнбо: 浄顕房 и Гидзё:бо: 義浄房 - монахам, которые в свое время помогли Нитирэн бежать из Киёсуми. В письмах к этим монахам Нитирэн называет их «двумя учителями своей юности». Здесь говорится о признательности учителю и в целом о благодарности и способах ее воздать за счет проповеди «трех великих тайных законов».
8. «Трактат о четырех уровнях веры и пяти уровнях подвижничества», 四信五品抄 «Сисин гохон-сё:» (1277 г. ТСД 84, № 2696), где на основе XVII главы «Лотосовой сутры» («Различение достоинств») и построений Чжи-и говорится об уровнях веры и подвижничества, а также о величании сутры как прямом пути к просветлению в век «конца Закона». Трактат был передан Токи Дзё:нину.
9. «Послание в Симояма» 下山御消息, «Симояма-госёсоку» (1277 г.), написано от лица ученика Нитирэн, монаха Инабабо: 因幡房 (XIII в.) к его ученику-мирянину (по разным сведениям, тот был или отцом Инабабо:, или его господином). В послании говорится о лжеучениях и их вреде для страны, а также дается краткий очерк деятельности и учения Нитирэна. Мирянина призывают отказаться от «памятования о будде» и обратиться к почитанию «Лотосовой сутры».
10. «Трактат-беседа об исконно-почитаемом» 本尊問答抄, «Хондзон мондо:-сё:» (1278 г.), послан монаху Дзё:кэнбо из храма Киёсуми. Здесь говорится об обрядах разных школ и о величании «Лотосовой сутры» как обряде для эпохи «конца Закона».
В издание японского буддийского канона, кроме названных сочинений (тех, для которых приведены номера по ТСД), входят ещё четыре: «Трактат о трёх великих тайных законах» 三大祕法抄 «Сандай хихо:-сё:» (ТСД 84, № 2695), «Трактат о подвижничестве, соразмерном проповеди» 如説修行抄, «Нёсэцу сюгё:-сё:», (ТСД 84, № 2697), «Оправдательное послание Оота-дзэммон» 太田禪門許御書, «Оота дзэммон гари-госё» (ТСД 84, № 2694); «Послание о разных видах поведения» 種種御振舞御書, «Сюдзю о-фурумаи госё» (ТСД 84, № 2698).
Не все тексты, относимые к обширному наследию Нитирэна, считаются несомненно подлинными: и приверженцы его школы, и исследователи спорят об авторстве нескольких сомнительных сочинений. В XX в. в этих спорах можно выделить три главных проблемы.
Во-первых, был ли Нитирэн в самом деле предтечей японского тоталитаризма? учил ли он о единстве религии и политики, считал ли нужным учредить при поддержке государя единый обряд, обязательный для всех жителей страны, и жёстко подавлять всякое инакомыслие? В зависимости от ответов на эти вопросы толкователи относили к подложным сочинениям то одни, то другие тексты Нитирэна (те, где он оказывался либо слишком терпимым к другим учениям - либо слишком нетерпимым). В послевоенные годы даже «Трактат о трёх великих тайных законах» из канона ТСД некоторое время считался сомнительным - как раз потому, что там говорится об одном для всей Японии «помосте» кайдан (о нём речь ещё будет). «Националистические» установки Нитирэна в эту пору как раз спаривались: исследователи указывали, что процветание Японии для Нитирэна никогда не было главной целью: ею было подвижничество ради «Лотосовой сутры». Хотя раньше, в годы тоталитаризма, Нитирэн и оценивался как патриот «Великой Японии» - но даже тогда некоторые его трактаты издавались в сокращении по цензурным соображениям (сокращали те места, где Нитирэн призывает погибель на свою неправедную страну).
Во-вторых, до какого предела Нитирэн сам следовал учению школы Тэндай - и в каком смысле говорил о нём же как о самом вредном для японцев? Принимал ли он хотя бы отчасти установку на «исконную просветлённость» любого живого существа - или отвергал её полностью? В первой половине XX в. Асаи Ё:рин (浅井要麟, 1883-1942), учёный, принадлежавший к школе Нитирэн, обосновывал вторую из этих точек зрения и относил к подложным все тексты Нитирэна, где можно проследить сходство с учением Тэндай об «исконной просветлённости». В этот ряд попали, в частности, трактаты и письма, обращённые к Сайрэмбо: 最蓮房 (даты жизни неизвестны) - ссыльному монаху школы Тэндай, с которым Нитирэн познакомился на острове Садо. Позже выводы Асаи Ё:рин были оспорены.
И в третьих, как всё-таки объяснить те случаи, где Нитирэн противоречит сам себе? Даже если он по-разному учил разных учеников - как понять, какой точки зрения держался он сам? Или можно считать, что целью его было пробудить в читателях веру, а подробности учения при этом были не важны?
Почти во всех сочинениях Нитирэна так или иначе обсуждаются три главные темы: засилье лжеучений пагубно для Японии; стране насущно нужно истинное учение «Лотосовой сутры»; необходимо установить правильный обряд почитания сутры. Их мы ещё будем пересказывать.