Оригинал взят у
trim_c в
Переворот, которого не было: бегство, угроза, право ИЛИ закон Ч.7 и последняя Продолжаем наше исследование, начало находится
здесь, продолжение -
2, 3, 4, 5 и 6.Оглянемся на пройденное
Исследование наше, в котором приняли активное участие комментаторы нашего журнала, разрослось чрезвычайно, мы по ходу дела выясняли многие побочные вопросы, однако оно неумолимо движется к концу.
Когда разговор становится столь длинным с неизбежными отступлениями и выяснением побочных вопросов(а порой и выяснением отношений в духе Паниковского: "а ты кто такой?") главное - это все время удерживать в поле внимания нашу конечную цель.
Мы стремимся установить - а был ли переворот в Киеве в феврале 14 года?
С этой целью мы уже установили целый ряд фактов.
Главное мы выяснили, что согласно общепринятой терминологии переворотом называется незаконная, хотя лучше - неправовая смена власти, уточняя - если не всех, то как минимум нескольких самых важных должностных лиц центральной власти, с применением насилия или как минимум угрозы применения силы к устраняемым лицам.
Мы кроме того выяснили, что устранение одного лица из числа высших магистратов даже и не законное само по себе переворотом не является, да и вообще: из того факта, что переворот - незаконное изменение центральной власти, не следует, что всякие незаконные изменения центральной власти можно квалифицировать как переворот - тут нет автоматизма. /хотя российская пропаганда и сумела внушить большинству россиян твердую веру - снятие одного только президента вне процедуры импичмента - УЖЕ ПЕРЕВОРОТ!!!/
Важно чтобы
- смещалось главное руководящее ядро,
- чтобы это делалось способом противоречащим закону и праву,
- и чтобы это сопровождалось насилием.
А смещения одного из высших магистратов, но совершенные без насилия и явно поддержанные как большинством населения, так и большинством политического класса, - переворотом не являются. Даже и в случае противоречия с Законом.
Отмечу, у нас многочисленные смещения премьеров весьма нередко происходили не вполне законным образом. Смещение Ющенко с поста премьера происходило весьма сомнительным способом - это из самых скандальных эпизодов подобного рода. Роспуск Рады в 2007-м и формирование коалиции в 2010-м тоже были далеки от правовых идеалов. Однако поскольку все эти акты переформатирования центральной власти поддерживались большинством депутатов и не отвергались населением, то никто их переворотами и не считал (пропаганда не в счет). Т.е. политическая практика подтверждает наш тезис.
В этом смысле мы уже достигли исходной цели: заявление Путина о "государственном перевороте в Киеве" и "нелегитимности киевской власти" - явно не обоснованы, и представляли собой средства осуществления и оправдания российской агрессии, наряду с пропагандистскими воплями о "фашистаххунтебандеровцахправосеках" - уже откровенном и неприкрытом орудии войны.
Но мы постараемся прояснить до конца оставшиеся две проблемы: действительно ли Янукович бежал ввиду серьезной угрозы жизни и здоровью и было ли решение Рады правовым (будучи незаконным).
Благословясь, приступим.
Была ли Угроза
Бегство
Основная версия: он вынужден был бежать из-за неотразимой угрозы его жизни.
Так в своем телеобращении от 22.02 он рассказал, как машины на которых бежали он и спикер Рады Рыбак, были обстреляны неизвестными. Однако Рыбак буквально на следующий день появился в Киеве и заявил, что все это выдумки, никто их не преследовал и никто по ним не стрелял. Ну, Виктора Федоровича ловят на вранье не первый и не второй раз, в Киеве об этом знают все. Это может россиянам внове, но не нам.
Оказавшись в Харькове, он хочет выступить перед собравшимися там делегатами промосковской ориентации, которых собирают Добкин и Кернес - губернатор Харьковской области и мэр Харькова. Однако они оба едины в одном - не нужно тут выступать Януковичу, он только разозлит людей. И после этого Янукович окончательно передает себя в руки российских спецслужб. которые и помогают ему добраться сначала до Крыма, а потом оказаться в России.
По всем законодательным нормам любой страны - президент, добровольно обратившийся к иностранной разведке и воспользовавшийся ее услугами для бегства - уже предатель. Он ведь Главковерх, главный секретоноситель и человек под присягой. Которую он уже нарушил, и притом грубейшим образом.
Однако тем дело не ограничилось.
Оказавшись не территории иностранной державы, он еще и призвал войска оккупантов на территорию своей страны. На что, замечу, по конституции не имел никакого юридического права - призывать иностранную военную помощь имеет право Рада и только Рада. Этим последним актом национального предательства и попрания конституции наш президент и делегализовал себя, и дискредитировал себя уже окончательно. Даже абсолютно всегда и во всем поддерживавшая Януковича Анна Герман после этого публично от него отреклась и заявила, что для нее Янукович более не существует ни как человек, ни как политик.
На этом историю падения можно закончить. Конечно, он подписал заявление о призыве иностранных войск уже находясь полностью под контролем ФСБ. Однако в руки ФСБ он сам предал себя добровольно.
И все его поведение после бегства не то что говорит, но вопиет о предательстве и о том, что поздно Рада его отстранила - следовало сделать это намного раньше.
Этот человек уже давно созрел для предательства и давно поставил себя вне закона
Средства защиты - средства нападения
Начнем с главного: никто со стороны новой власти Януковичу не угрожал, все продолжали признавать его легальным главой государства, по крайней мере на момент его бегства. Более того, после подписания Договора от 22.02 вице-президент Байден специально предостерег оппозицию от попыток устранить Януковича от власти досрочно, это могло подорвать легальность нового правительства и шло вразрез с содержанием подписанного Договора. Янукович как президент должен был по мысли Байдена «возглавить движение Украины к построению нового более справедливого государства». И надо сказать, что все лидеры оппозиции, а это значит что и большинство депутатов признали справедливость требований Байдена -смена правительства необходима, а смена президента не ко времени. То же касается и руководства Майдана.
А это означало, что ни милиция, ни сотни самооброны Майдана Януковичу не угрожали. Правда не признал «Правый сектор», но это его проблемы. Страшный "Правый сектор", любимец российского телевиденья и во многом его продукт, в реальности представлял собой одну из майданных сотен, притом такую,которую Майдан не уважал - за все время ни одного убитого, ни одного серьезно покалеченного. На фоне остальных это свидетельствовало о стремлении воевать больше на камеру, чем реально.
На момент бегства Януковича ПС это было около трехсот человек, вооруженных по преимуществу палками и арматурой. В последние дни появилось несколько дедовских ружей да десяток автоматов.
Это и была жуткая Угроза жизни и здоровью Федарыча. Рассмотрим средства защиты.
У Януковича была персональная охрана - 25 человек профессионалов высшего класса, преимущественно не граждан Украины, отлично вооруженных, подготовленных и обученных.
У Януковича бы в подчинении батальон правительственной охраны, конечно он должен был и Раду охранять и кабмин - но роту ему бы точно выделили. Уже этого для обеспечения безопасности хватало за глаза. НО!
была же еще и Альфа - полностью боеспособная и готовая выполнять задачи - 20 февраля взяла базу Майдана - Дом Профсоюзов, уничтожила троих и сожгла здание, никто даже толком не понял, как это было сделано. Ну, Альфа...
Однако это далеко не все, Главковерха нужно защищать, и были и более мощные средства защиты.
Утром после его бегства по украинским каналам стали показывать Межигорье - роскошное и громадное имение Януковича. И вся охрана как оказалось была на месте и несла службу в штатном режиме. А Межигорье оборудовано, вооружено и охраняется как настоящая крепость.
Крупнокалиберные пулеметы, скорострельные пушки, взвод ПВО с ракетами и станцией РЛС, куча скрытых камер кругового обзора. И спецсвязь, позволяющая исполнять все обязанности главы государства, не покидая Межигорья.
Никакому «Правому сектору», вооруженному в основном палками да немногими охотничьими стволами - и как украшение - десяток автоматов, такому коллективу любителей даже и мечтать о штурме Межигорья нечего. И скажем прямо - явись под Межигорье хоть весь Майдан - его взять без спецсредств штурма и профессионалов штурма было нереально
А ведь по спецсвязи главковерх мог и внутренние войска вызвать - тысчонка-другая боеспособных в Киеве была. Но и это далеко не все.
В СССР к вопросам безопасности относились серьезно. Выступая по «Громадському ТВ» отставной глава СБУ рассказал, что все разговоры о том, что Янукович бежал испугавшись каких-то угроз его личной безопасности - это глупые сказки для тех, кто не представляет себе, какими реальными ресурсами располагает президент. Кроме армии и спецназа в распоряжении президента имеется специальный бункер. Этот бункер способен выдержать атомную бомбардировку и практически неприступный, в котором можно комфортно находиться полгода и при этом продолжать исполнять свои президентские обязанности, сохраняя возможности управления всеми частями и всеми регионами с которыми ему будет обеспечена защищенная связь. Причем это один из вариантов исполнения обязанностей президента - он является штатным при наличии как раз физической угрозы.
И президент с подобным вариантом исполнения своих обязанностей знакомится при вступлении в должность. И что Правосеки пошли бы бункер штурмовать?
На этом, я думаю, сказки о "физической угрозе" можно закрывать. Таковой не было и в Киеве, но можно было выбрать и Межигорье, и бункер - это штатные варианты исполнения обязанностей Президента. А он бежал. Значит - не от физической угрозы, от чего-то другого.
Закон или право
Наличная ситуация
А она была прямо скажем - катастрофической.
В течение двух дней, 20 и 21 февраля чартерными рейсами, увозя инкассаторские машины(!!) денег скрылась практически вся центральная исполнительная власть - в один день отбыли 27 чартерных рейсов. Бежали почти все министры. Бежали первые замминистры в ключевых министерствах. Исчезли руководители госкомитетов и многих важнейших государственных компаний, опустело здание Администрации Президента - руководители ударились в бега либо уже ранее подали в отставку, остальные просто разошлись по домам. Генпрокурор Украины вместе с первым заместителем тоже скрылись в неизвестном направлении. Исчез глава СБУ, во дворе жгли документы, над двором СБУ стоял дым.
Исчез глава НБУ и его первый зам. В здании кабмина и АП остались только уборщицы и электрики.
А ведь ситуация сложилась более, нежели критическая. Экономика лежала в руинах, и это признавал еще Азаров перед своей отставкой, а за прошедший с тех пор месяц борьбы между властью и Майданом ситуация отнюдь не улучшилась. В предвиденьи грядущего падения режима и стараясь обеспечить себе безбедное будущее ряд высших чиновников просто разграбили казну.
Еще в декабре проницательный Петр Порошенко отметил: у нас не экономический кризис, у нас кризис государственности. Государство как целое утратило легитимность в глазах населения, утратило доверие, и многие элементы государственного механизма пришли в негодность и нуждались в срочном ремонте, государство буквально разваливалось. Центральная исполнительная власть в стране фактически перестала существовать.
Действия были необходимы, срочные и эффективные действия по восстановлению государственной машины, в противном случае могло перестать существовать само государство Украина.
Реакция парламента на бегство
Узнав, что Янукович, который должен был утром приехать в Раду и прямо на камеры торжественно подписать акт восстановления конституционного порядка - а это имело огромное значения для публичной демонстрации стране и всему миру - все в порядке, все идет законным путем, непрерывность власти обеспечена - вот вместо, того чтобы успокоить страну и мир - Янукович бежал, попросту и очень в своем стиле "кинув" тех, кто еще вчера долго обсуждал с ним тонкости с трудом найденного баланса в подписанном Договоре.
Я смотрел весь процесс в прямом эфире и должен сказать переговорщики и многие депутаты буквально взбеленились. И их можно понять. Так долго и мучительно трудно достигнутый компромисс - ликвидирован за секунду. И надо сказать - это был третий случай когда достигнутые вечером договоренности с Януковичем, наутро испарялись. Так что Яценюк, Турчинов, Тягнибок были буквально в бешенстве.
Решение Рады
Итак Янукович бежал, нарушив СМоглашения и в тяжелейший момент бросает страну, бросает свои обязанности и права и бежит сломя голову. Но без участия президента сформировать новые властные институты невозможно.
Конечно можно запустить конституционную процедуру импичмента. Однако прописанная в Конституции процедура весьма сложна, а главное - ТРЕБУЕТ МНОГО ВРЕМЕНИ! Нужно создать специальную временную следственную комиссию, дождаться ее заключения, обсудить это заключение, передать дело в Конституционный суд, после его вердикта передать дело в Верховный суд… а суды быстро не работают. Т.е. все это рассчитано на спокойные времена, когда все институты сформированы и работают. А времени нет катастрофически, действовать нужно немедленно. И есть еще психологический аспект - нужно просигнализировать стране и миру - все в порядке, государственность восстановлена, власть в стране есть и эта власть действует.
Правда есть пункт - и на время процедуры импичмента, и вообще в ситуации, когда по тем или иным причинам президент не может исполнять свои обязанности, исполнение обязанностей Президента Украины возлагается на Председателя Верховной Рады Украины. И тут все было конституционно.
И поскольку Президент самочинно бросил свой пост, ВР - вполне конституционно и конституционным большинством возложила исполнение обязанностей Президента Украины на Председателя ВР Турчинова. И это решение абсолютно конституционно и целиком лежит в правовом поле Украины.
Правда, она приняла еще конституционным большинством постановление, которым констатировалось, что Президент Украины «неконституционным образом самоустранился от исполнения конституционных полномочий». Верховная Рада аргументировала данное постановление «обстоятельствами крайней необходимости», угрозой управляемости государства, его территориальной целостности и суверенитету, угрозе соблюдению прав человека. И, заметим, это постановление Рада приняла полностью в пределах своей компетенции, что признается абсолютно всеми юристами (правда, формулировки признаются достаточно спорными).
Именно это постановление трактовалось руководством РФ как "отстранение президента Януковича", хотя формально такого элемента в постановлении не было, а Янукович из России и под полным контролем ФСБ(!!) уже заявлял, что он готов исполнять свои обязанности. Ну это уже действительно из разряда сказок.
Могла ли Рада действовать конституционным путем?
Мне представляется совершенно очевидным - нет, не могла.
Дело в том что полномочия врио Турчинова конституционно ощутимо меньше полномочий президента.
Исполняющий обязанности президента не имеет права назначать внеочередные выборы в Верховную Раду, досрочно распускать парламент, вносить представления о назначении министра обороны и министра иностранных дел, назначать или увольнять генерального прокурора, судей Конституционного суда Украины, осуществлять право помилования - и я перечислил далеко не все.
И уж конечно он не может назначить досрочные выборы главы государства.
А процедура импичмента будет - ну в лучшем случае в октябре. А это значит что новый президент будет где-то в январе - через год. И страна в ситуации катастрофы будет жить год без полномочного главы государства. а значит и без полномочного министра обороны и минастра индел, и генпрокурора и главы НБУ - вместо всех их будут вр.и.о. с ограниченными полномочиями.
Разумеется подобная ситуация практически несет в себе огромные риски для существования государства. Т.е. буквально пытаясь соблюсти ст.111 Рада могла бы уничтожить само государство или как минимум ввергнуть его на длительный срок в хаос с неопределенным объемом человеческих и материальных потерь. И все это потому, что Законодатель не предусмотрел коллективного бегства и президента, и премьера и большинства жизненно важных высших должностных лиц. Многих из которых может назначить только действующий президент, а пока не признан недействующим президентом Янукович, невозможно назначить выборы следующего президента.
В этой ситуации очевидного форс-мажора парламент обязан руководствоваться не формальными статьями закона а принципами права. А принципы права,
более важные и постоянные, нежели законы, предусматривают безопасность и права людей ставить выше всего, кроме того, принципы права предусматривают ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ВЛАСТИ, а именно его нельзя было соблюсти, не назначая немедленно и в максимально краткие сроки новые выборы президента. А для этого было необходимо признать Януковича таким. который не может исполнять свои обязанности, т.е. недействующим президентом.
И следует учесть, что принципы права как главные изложены в самом первом разделе Конституции. Они изложены там потому, что в первую голову именно ими следует руководствоваться всем, в том числе и депутатам.
Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Статья 8. В Украине признается и действует принцип верховенства права.
Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.
Статья 17. Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа.
Вот если исполнение процедур Статьи 111 угрожают реализации статей 3 (защита прав человека) принципу Права - принципу непрерывности власти (Статья 8) и принципу защиты территориальной целостности, экономической и информационной безопасности (Статья 17) - т.е. главным и основным статьям конституции, то Верховная Рада именно в порядке исполнения Конституции должна исполнить именно эти статьи, даже нарушая Статью 111 и назначить новые президентские выборы так скоро, как это только возможно. Потому что статьи первого раздела именно определяют принципы и подлежат исполнению в первую очередь.
Косвенным свидетельством признания полномочий и.о. Президента Александра Турчинова может являться факт вынесения Конституционным судом Украины двух решений по его представлению (от 14 марта 2014 года и 21 марта 2014 года), в которых Турчинов именуется «исполняющим обязанности Президента».
Маленькая вишенка на тортик
Государственным переворотом в Украине Путин и вслед за ним Лавров назвали именно это постановление Верховной Рады № 4193.
1. Установить, что президент Украины Виктор Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и не выполняет своих обязанностей.
2. В соответствии с п.7 ч.1 ст.85 Конституции Украины назначить внеочередные выборы президента Украины на 25 мая 2014 года.
Вы когда нибудь видели, чтобы переворотом называли постановление о выборах?
Я - нет. В результате переворота захватывается власть, которую стремятся как можно дольше удержать и легитимизировать. А тут получивший высший пост в государстве Турчинов проводит через Раду и подписывает прямо в зале постановление, которым его полномочия прекращаются через 90 дней, причем берет еще и обязательство в выборах президента участия не принимать.
И нужно обладать совершенно особым взглядом на политику, чтобы в решении которым гарантируется, что и.о. президента уйдет в отставку в минимально допустимый конституцией срок (быстрее просто нельзя избрать президента) - вот чтобы в этом увидеть переворот!
И более того, что вот человек, который сидит у нас под полным контролем наших славных и всемирно известных своим демократизмом органов, вот он и есть президент государства, против которого мы осуществляем вооруженную агрессию.
Люди, которые способны в это поверить, смотрят на окружающих с чувством заслуженного превосходства. Ибо мощь их веры могла бы заставить покраснеть древних столпников
-------------------------------------
На этом все. Еже писах, писах.
В ожидании конструктивной критики