Развитие оперативной памяти по методике И.Т.Федоренко.
И.Т.Федоренко выявил, что скорость чтения существенно влияет на количество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Он установил, что скорость зависит от объёма слуховых и зрительных восприятий. Данный метод содержит подобранные зрительные диктанты.
Всего 18 наборов, в каждом по 6 предложений, каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Ученик читает по очереди каждое предложение. Тексты зрительных диктантов записываются в тетрадях.
№ 1.
1. Тает снег.
2. Идёт дождь.
3. Небо хмурое.
4. Коля заболел.
5. Запели птицы.
6. Поле опустело.
№2.
1. Трещат морозы.
2. Я ищу землянику.
3. В лесу росла ель.
4. Наступила осень.
5. Дни стали короче.
6. В лесу много берёз.
№3.
1. Прилетели птички.
2. Ярко светит солнце.
3. Лида вытерла доску.
4. Весело бегут ручьи.
5. Подул резкий ветер.
6. Зоя прилежно учится.
В применяемое мною пособие «Читаю сам» Плюсниной Е.М. представлена система обучения чтению по методу связного текста. Весь материал представлен в виде отдельных заданий и составляет пять разделов. В основном я использую такие разделы как: Развитие внимания к значению слова; Развитие воображения во время чтения; Работа над осмысленным чтением.
Развитие внимания к значению слова.
1. Найти непонятные слова, проверить их значение. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)
Ответы: Бор - хвойный лес. Воевода - в древней Руси: начальник войска. Дозор - обход для осмотра порядка. Владение - территория, находящаяся под чьей-нибудь властью.
2. Придумать словосочетания со словами, записать. Нарисует, подрисует, перерисует, пририсует. Разложил, переложил, приложил, отложил, подложил, предложил.
Развитие воображения во время чтения. Этот раздел наиболее интересен детям, так как связан с творчеством. Но для начала, конечно, необходимо правильно прочитать предложенный текст и понять его содержание.
1. Представить картинку по одному-двум предложениям.
С крыши свесились толстые, острые сосульки. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. (А.С. Пушкин)
2. Представить картинку по небольшому отрывку.
Действительно, обезьянка оказалась маленькая. Если на лапки станет, то не больше полуаршинна (около 30 см.). Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные, как будто человеческие руки в чёрных перчатках. На ней был синий жилет. (Б. Житков)
3. Прочитай текст и представь то, что можно увидеть.
На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветви все в цветах - жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Она гудит - так много пчёл берут первый мёд. К вечеру похолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли - нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветках. (по А. Митяеву)
Работа над осмысленным чтением
1. Расставить предложения по порядку.
На помощь кораблям приходит ледокол. Не могут корабли плыть дальше. Наступила зима. Лёд сковал море.
2. Выбрать подходящий заголовок из нескольких данных заголовков.
Весь лес занят весной под жильё. Свободного местечка не осталось. Живут на земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в деревьях, в траве. Дом у иволги на берёзе. Она высоко над землёй подвесила к ветке лёгкую корзиночку. В корзиночке лежат яйца. В траве - дома у жаворонков. В деревьях - дома у дятлов и синиц, сов. Под землёй - дома у крота, мышей, у ласточки-береговушки. (по В. Бианки)
(Странные жилища. Дома для птиц. Замечательные дома.)
3. Прочитать, ответить на вопросы, проверить себя.
А) Мы понеслись с мишкой по лестнице наверх. Там действительно было красиво! На потолках висели разноцветные бумажные ленты и фонарики. Всюду горели красивые лампы из зеркальных осколков, играла музыка. (В. Драгунский)
1. Как был украшен потолок? 2. Что ещё понравилось мальчикам? 3. Как вы думаете, куда они попали?
Б) Павлик взял краску, подержал её в руке и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал только о волшебном слове…
1. Что Павлик сделал с краской? 2. Почему Павлик не стал рисовать?
Работа над пониманием прочитанных слов, предложений.
1. Чтение загадок с недостающими словами: В село мчится В дверь ________ Ворота отворяет, Пыль __________ (ветер) Ответы: поднимает, стучится.
2. Закончить предложение: Сначала мы писали буквы очень медленно, но потом ……. Хорошо в лесу, тихо, только слышно как …….
3. Дать полный ответ на каждый вопрос: Лев - это животное? Лев - это дикое животное? Лев - это дикое животное, которое живёт в жарких странах? Лев - это дикое животное, которое живёт в жарких странах и имеет густую гриву?
4. Отделение слов от псевдослов. Выдаётся несколько карточек на одних написаны слова (метро, дорога…), на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка). Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами - в другую.
Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении - сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой. Применяемые мною методы и приемы формируют способности, являющиеся составными частями навыка чтения. Их выполнение превращает процесс чтения в необычное, интересное занятие, благодаря чему у детей формируется положительное отношение к самостоятельному осмысленному чтению. А такое чтение занимает центральное место среди других видов речевой деятельности и является одним из условий успешного обучения в средней и старшей школе.
Азарова Татьяна Евгеньевна, учитель-логопед, ГБОУ школа № 59, г. Санкт-Петербург
Источник:
http://logoportal.ru/uprazhneniya-dlya-formirovaniya-osmyislennogo-chteniya/.html