Молодежь vs стариков. 3. Не расстанусь с комсомолом - буду вечно молодым

Dec 16, 2007 21:19


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Молодежь vs стариков. Часть 3. "Не расстанусь с комсомолом - буду вечно молодым" или "шла бы ты, бабуля"
Ходят, ходят парами
Комсомольцы старые.
Ходят в поле и в лесу -
Я ответственность несу

(с) М. Светлов

Сказки, пословицы, преданья старины глубокой - это хорошо, но по-настоящему массовым явлением старость стала только в 20 веке. Например, проблема климакса, вроде, такая естественная вещь, а никогда ею не заморачивались, потому что просто не доживали так массово до климакса. Связано это с успехами санитарии, медицины и экономики. Результатом стало появление массового слоя людей, которые нуждались в пище и жилье, но не могли уже на них заработать. Выходом из сложившегося положения стала пенсионная система, ставшая частью государственной системы. Несмотря на разные схемы суть этих систем одна - работающее поколение отдает часть своих доходов на содержание стариков, чтобы затем самим выйти на пенсию и получать деньги от молодых. Это называется распределительная система пенсий. Имеются и нюансы, например, накопительная система: человек может сам накапливать деньги в пенсионном фонде, но на поверку выходит то же самое, потому что на выплату его пенсии тратят деньги тех, кто копит их сегодня. Это своего рода пирамида. Если бы в США, где преимущественно такая система, все работающие перестали бы класть деньги на свои пенсионные счета, старики остались бы без копейки, потому что собственно их деньги давно уже потрачены, да и очень уменьшились от инфляции. Мало того, сохранность пенсионных фондов обеспечивается государством, поэтому если некий гражданин, держащий такой фонд, его растратил или умыкнул, пенсионеры своих денег не потеряют, а будут получать положенные выплаты. Именно из-за этого США имеют огромный внутренний долг, который может привести к коллапсу их экономики. Одно время горячо рекламировались смешанные системы, но они оказались мало эффективны.

Улучшила ли отношение к старикам необходимость отдавать на их нужды часть своих денег? Сами понимаете, что вряд ли. Кроме того, старость обернулась своей самой отвратительной стороной: люди стали настолько переживать свой век, что почти у каждого второго, дожившего до 80 лет, обнаружились симптомы деменции, вызванные атеросклерозом и болезнью Альцгеймера. Примером может служить поколение моей матери: у всех ее подруг матери жили чуть дольше 80 лет, и все они хлебнули горя с их безумием. Начинается обычно лет в 77: то забудут закрыть кран, то газ, потом ищут и не могут найти вещи и подозревают близких и знакомых в воровстве (наверное, им очень тяжелы эти переживания, сначала они носят это в себе, потом взрываются, а родные и не знают о буре, кипящей у тех в душе: «Мама, почему ты на меня так смотришь?» - а в ответ так агрессивно: «Сами знаете!»), в один далеко не прекрасный день кто-нибудь приводит старушку домой: она стояла у поворота и не знала, куда идти, а дом был за спиной. Ну, дальше все знают, что бывает, не будем о грустном. А вот сами эти бабушки со своими мамами такого не проходили, потому что те умерли лет в 50, оставив по себе хорошие воспоминания и сожаления, что мало пожили. Те же из поколения прабабушек, кто дожил до 80, были, несомненно, крепкие от природы и обошлись хотя бы без этих страданий. Наблюдение за этими беспомощными существами тоже не улучшило имидж старости в глазах молодого поколения.

Каков был ментальный ответ на этот новый вызов? А очень интересный: люди решили не стареть, игнорировать старость. «Старость - это то, что происходит с другими. А я никогда не постарею. Ученые что-нибудь придумают. Потом, если не пить, не курить, мало есть, не нервничать, больше отдыхать, делать профилактические обследования, следить за фигурой, сделать подтяжку, то можно протянуть долго. А там, точно, врачи что-нибудь придумают, за что им деньги платят?» - думают одни. «Я все равно не доживу, при моей-то жизни. Умру молодым» - думают другие. Будут ли они хорошо относиться к старым, которые то ли мало себя берегли, вот и преступно постарели, то ли много себя берегли, в ущерб младшим, вот и зажились на свете. В советское время официальная пропаганда не дала развиться таким настроениям. Старикам платили неплохие пенсии, призывали уступать место в транспорте и клеймили позором тех, кто этого не делал, приглашали делиться опытом, давали медали, пускали без очереди, подкидывали, в зависимости от ранга, кое-какой дефицит и прочее. В общем, советский старик не чувствовал себя униженной фигурой.

Зато потом настали другие времена. Золотые для геронтофобов. Реформаторская власть начала с того, что решила избавиться то непрофильных активов, т.е. от сельского хозяйства, науки, промышленности, стариков, инвалидов и всех, кто попадется под руку. Пенсии урезали до смешного минимума, даже сейчас, в пору золотого нефтяного дождя, они в 4 раза меньше советских. Все общество молчаливо согласилось строить свое благополучие на ограблении стариков. Оправдание было одно: я своего старика (старушку) прокормлю, а почему я должна (должен) кормить чужих родственников. Ах, у них нет детей (внуков)? Никогда не было, уже умерли, не могут помогать, не хотят помогать? Сами виноваты: не родили, не уследили, не воспитали. Ах, не получилось? А я при чем? Поговорите с людьми, очень многие так думают. Стала популярна мысль, что старость - это не заслуга, что надо еще посмотреть, как человек жил (может, воровал, убивал, предавал, не в то верил, не тем служил, вообще, какой-то противный: седой, морщинистый), а уже потом решать: уважать его или нет. Выросло поколение оценщиков: они размышляют, кого им уважать, кого нет. Стали массовыми упреки: « Вы людей убивали?» - «Я?!» - «А аборты?!», вы друг на друга стучали, дерьмо выпускали (в смысле промышленных товаров), страну развалили. Особенно любят писать про это некоторые журналисты. Например, Д. Губин лет 10 назад написал статью в «Огоньке» под названием «Какими Вы (мы) не будете», о которой я уже как-то упоминала, как о манифесте ненависти к старшему поколению. Основной пафос журналиста заключался в том, что он не намерен платить налоги для содержания всяких жалких личностей. Когда я читаю некоторые статьи, у меня складывается впечатление, что все социальную сферу содержат именно эти бравые писаки, и я с трудом могу совместить эту растущую по мере чтения их опусов уверенность со знанием того факта, что они получают почти исключительно «черные» зарплаты и все совместно обогатили стариков на хрен рублей ноль копеек. Но как пишут: «Мои налоги!» «Я налогоплательщик!» Прямо слеза прошибает. В последней «Русской жизни» Д .Губин опять затронул эту тему. Статья называется «Я приду плюнуть на ваши могилы». Что ж, есть анекдот, как молодой человек женился на старушке ради ее денег, а через несколько лет она унаследовала состояние умершего супруга. Кто на чьи могилы будет иметь возможность плевать - еще надо посмотреть, хотя старики такой дурью, точно, заниматься не будут. Из статьи следует, что Губин установил, что его бабушка была, в сущности, никчемным человеком, а его родители - неудачники. Ему, конечно, виднее. А ненавидит он стариков за то, что они плохо одеваются: в старое, черное и дешевое. Вот если бы они носили «кислотные» штаны и отрывались по клубам - они были бы приемлемыми.




Представила себе поток старух с пирсингом и голым животом - стало как-то не по себе. О своих налогах он уже помалкивает, видно, боится накликать инспектора. На самом деле, он не любит не старых, а бедных.

Старый и бедный стали почти синонимами. Для стариков нет дешевых кафе, им нечего делать почти во всех магазинах и во многих других местах. Впрочем, голыми руками это поколение не возьмешь. Да, они не ходят по клубам, но зато есть танцплощадка в Сокольниках и «Пятачок» в Измайлове, посмотрите, как они там пляшут и поют!




И в церковь пока еще пускают не по одежке, и поликлиника и больница еще бесплатно,и в кино есть дешевые билеты на утренний сеанс, и в музеи есть скидки и бесплатный день в среду, и ветеранские организации иногда дают билеты на концерты и в театр, и существуют друзья, и помогают друг другу морально, а могут и взаймы дать и пол помыть, и родные у большинства все же есть, слава Богу, и соседи попадаются добрые. Так что черт с ними, с журналистами, хотя кто-то их читает, кто-то запоминает, и боюсь, следующему поколению стариков придется еще труднее, чем сегодняшнему.

О высоком

Previous post Next post
Up