Молодежь vs стариков. 2

Dec 16, 2007 01:07


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Молодежь vs стариков. Часть 2. Отечественные традиции
Если подвести краткий итог предыдущей части, то я бы сказала, что во-первых, старость - это чисто человеческая проблема, что по крайне мере с момента начала культурной истории человечества старость уважали и старики имели свое место и свои задачи в обществе, во-вторых, идеалом европейских народов - наследников античности была вечная молодость, а идеалом восточных народов - достойная старость.
Я не берусь судить, как относились к старикам в средние века, наверное, как и раньше, т.е. в целом уважительно, но с большой разницей в зависимости от того, какой собственностью старик владел, но в период Возрождения (об этом подробнее - отдельно) в мировоззрении европейцев произошел некий перелом. Есть предположение, что возник он из-за того, что больше половины населения умерли от нескольких больших эпидемий чумы в 14 веке. Эти эпидемии были столь опустошительны, потому что численность людей в Европе и их скученность при том уровне хозяйства, который существовал, достиг той степени, за которой регуляцией популяции начинают заниматься болезни. Во всяком случае после этого европейцы стали больше заботится о своем теле, чем о душе, считая, что жизнь дается один раз и надо прожить ее как можно приятнее. Может быть, они перестали верить в то, что Господь справедливо карает за грехи и решили, что нет способа избежать несчастий? Идеалом жизни опять стала молодость и сопутствующие ей удовольствия, что в свою очередь, вызвало боязнь старости и смерти, отождествление старости и несчастья. Собственно, с тех пор в этом отношении ничего кардинально не изменилось, хотя имелись существенные колебания в ту или другую сторону. Так в 18 веке люди из высшего света старость отменили за ненадобностью. Вообще, интересно, что либо люди до старости не доживали (большинство), либо жили очень долго, сохраняя здоровье и энергичность.
Это, вероятно, объясняется тем, что при отсутствии медицины долго жили самые здоровые, генетически к этому приспособленные, что и позволяло им хорошо сохраняться. Старики танцевали на балах рядом с молодыми; парики, толстый слой румян и белил, формирующая фигуру объемная одежда, тусклый свет свечей позволяли всем выглядеть почти одинаково. Помните туалет графини из «Пиковой дамы», который невольно подглядел Германн? «Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета: наконец, графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна» Пушкин хорошо знал этих людей, это были его родители, их друзья, бабушки. Но во времена Пушкина в моде была скорее естественность, чем искусственность, и такие старики стали анахронизмом.
Как относился к старости русский народ, можно понять из пословиц и сказок.
Старость - не радость.
Старый, что малый.
Старую собаку новым фокусам не выучишь.
Смолоду прореха - к старости дыра.
Седина в бороду - бес в ребро.
Не спрашивают отца - спрашивают молодца.
Молодо - зелено, старо - да гнило.
На что отец, когда сам молодец.
Дитя падает - Бог соломку подстилает, старик падает - черт борону подставляет.
Старые дураки глупее молодых.

Эти пословицы явно к старикам не комплиментарны. Однако есть и другие.

Стар, да умен - два угодья в нем.
Старый конь борозды не испортит.
Молодость не грех, да и старость не смех.
И стар - да петух, и молод, а протух.
Старого воробья на мякине не проведешь.


В общем, плюрализм, хотя в основном - справедливо: жизнь многообразна. В сказках старики либо страшные персонажи, олицетворяющие смерть (Бабы Яга, Кощей Бессмертный), либо фигуры несколько жалкие, беспомощные, комические. Занимаются какой-то дурью: то репку тащат, то над разбитым яйцом плачут, то старик - это глупый царь, так мечтающий помолодеть и жениться на красавице, что его удается уговорить свариться в кипящем молоке к всеобщей радости. (Есть также старики, мечтающие о детях. Иногда их ребенок - это Снегурочка, а иногда всеми презираемый старухин сын становится царем. Это очень древние мотивы, сравните с Библией. Но это - совсем другая тема). Приходится констатировать, что не было в русском народе особо почтения к старости, разве что за исключением почитания святых старцев. Кстати, чтобы считаться старцем, необязательно было иметь большие года, иногда было достаточно быть проявлять большую религиозность, подвижничество. Недавно я, например, прочла, что В.И. Ульянов в молодости имел кличку «Старик» не потому, что выглядел много старше своих лет, а по аналогии с этими старцами.
В следующей части я напишу об отношении к старикам в 20 веке, в советское и в современное время.

А в заключение не могу еще раз не процитировать феерический кусок из предисловия к книге академика А.Рыбакова "Язычество древних славян" о том, что всякие истории и сказки про стариков, которые замерзают в лесу и пр. современные люди просто неправильно интерпретируют - это было не убийство стариков молодежью, а акт добровольного самопожертвования, когда в голодное время старики добровольно приносили себя в жертву, в том числе отдавая себя на съедение, и что «эта благородная традиция стала той питательной почвой, на которой взросла славянская духовность».

О высоком

Previous post Next post
Up