Будущее-за закрытыми.учебно-трудовыми комбинатами (как реорганизовать школу)

Nov 25, 2023 14:04


Моя предыдущая запись о педагогике, точнее, сравнение подходов Макаренко и Крупской,вызвало довольно сильное обсуждение. И это понятно. Все мы или имеем детей, внуков,или сами являемся чьими то детьми и внуками. И воспитание детей должно являться самой главной задачей не только родителей,но и государства.
Должно,но не является.
У нас принято ухмыляться,когда кто-то говорит отрицательно о нынешней молодежи,родившихся и воспитанными при Святом Ельцине и Его Великом Преемнике. У тех, кто пообразованнее, сразу наготове цитата Сократа ("Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей")
Но дело в том,что Сократ не ошибался. Именно эта молодежь привела всю Элладу к двум сокрушительным гражданским войнам,в ходе которого что Афины,что Спарта не гнушались обращением к вчерашним врагам, как персы, и уничтожали друг друга.
В итоге- греки никогда уже не стали великой нацией. К власти пришел олигархат, как 30 тиранов в Афинах, при поддержке Спарты. Везде царила бедность, разрушение ремесленных центров. Что и привело к поражению во время войны с Римом.
Вернемся в хрущевско-сусловское прошлое. Как предполагалось воспитывать детей в те времена? Родители, вернувшиеся с работы (а это 8ч асов + дорога), после приготовления еды и каких-то домашних дел, вынуждены были помогать ребенку с уроками. При этом родители не педагоги. и дай бог, чтобы из школьных предметов помнили хоть что-то (если отец инженер,то с математикой и физикой еще поможет).
Сама организация учебного процесса, в котором подросток тратит дома время на приготовления уроков, порочна. Именно потому,что время отнимается в ущерб той самой педагогики. Надо было экспериментировать, или создавать своеобразные "пары", во время которых вначале идет начитка преподавателем теории, а затем школьники сами решают разнообразные задачи, прибегая к помощи преподавателя, если нужно.
опыт супругов Никитиных, с их "игровыми" методиками, полностью был отринут академиками от образования.

«Официальные» советские медицина и педагогика, сначала вроде бы не замечавшие странное семейство, наконец, публично осудили «методы Никитиных» (начало 70-х, публикация «Осторожно, детство!»).
Б.П. очередной раз уволили с очередной работы. Какое-то время семья жила на зарплату Лены Алексеевны - заведующей поселковой библиотекой (90-100 рублей в месяц).

В идеале,родители должны видеть своих детей только поздно вечером, или на выходные. Все остальное время должны отнимать учеба с грамотно подготовленным рабочим и воспитательным процессом.
Вот это как раз и стимулирует рождаемость! Когда государство возьмет на себя большую часть времени, связанную с детьми и подростками,а не спихивая их на родителей.
Будущее именно за закрытыми школами, совмещенными с УПК. Униформа, чтобы скрыть разницу в доходах родителей. Дешевые и бесплатные завтраки и обеды для многодетных и бедных семей.
А не выпуск "фантиков", чтобы родители думали, на что их потратить. Одежду, "не хуже,чем у других" (при этом дети растут так. что ее все равно выбрасывать через полгода-год). Или записать на какой-то кружок.
Чтобы школа давала возможность подростку и заработать на карманные деньги,и ценные навыки.
Вот что стоило реорганизовать унылые уроки физкультуры- в тематические? Танцы, уроки самообороны-для всех, бокс и борьба-для мальчиков. Для девочек,старшеклассниц-обязательная стажировка в роддоме.
Вождение а/м, мелкий ремонт всей бытовой техники.
Владение бухгалтерским учетом (он не сложен в основе) и азами финансовой грамотности.
Вот каким должен выпускаться из школы молодой человек (девушка).
В новой школе обязательно должны быть педагоги- мужчины молодого и среднего возраста ("Воспитание мужчин-есть мужеское дело" В.Мономах, "Поучение"). В т.ч. с боевым опытом, что несложно в наше время. Мальчики должны видеть перед глазами, с кого брать пример, не у всех дома непьющие родители, или вообще есть отец (будем честны).
И самый главный навык. Подросток должен уметь учиться учиться, а не просто научить некий набор знаний. Которые без применения в ежедневной жизни тихо умрут в голове лет через 5-7 (сужу по своему опыту).
И это мы говорим только про практические навыки. С воспитанием дело обстояло откровенно плохо уже в 1970е года.
Уже тогда партия/государство самоустранилось от этого процесса, отдав юные головы в руки подрастающей "фарцы", преступников и просто приспособленцев.

Вот вам характерный документ той эпохи, с вынужденным признанием:

Из стенограммы выступления В.М. Фалина (в 1971-78 гг. - посол в ФРГ, в 1978-82 гг. - первый заместитель заведующего Отделом международной информации ЦК КПСС):

...В октябре 1982 г. Ю.В.Андропов (в то время, за месяц до избрания Генсеком - секретарь ЦК по идеологии, т.е., на должности Суслова. - Д.А.) пригласил меня, чтобы посоветоваться по неотложным проблемам. Самой сложной и опасной я назвал дезинтеграцию советского общества.
- Что ты имеешь в виду?
- Признаков размывания того, что именуется советским народом, много. Вот один из них. Вы приезжаете, допустим, в Польшу, Чехословакию, ГДР. Кто-то в компании запевает. Собравшиеся разных поколений подхватывают песню, знают и слова, и мелодию. А у нас? Даже на партийных собраниях и конференциях члены партии поют "Интернационал" по бумажке.
- Скажу тебе нечто большее. Треть призывников из Средней Азии и с Кавказа не знают русского языка. Мы вынуждены отправлять их в стройбаты и другие небоевые части.
- На мой взгляд, это результат явных просчетов в организации государственной и партийной структур. Какие подразделения существуют в аппарате ЦК? Отделы тяжелой и легкой промышленности, военных технологий. Есть агитпроп, который почему-то занимается спортом. Средняя школа подчинена отделу науки. Нет отделов здравоохранения, по работе с семьей и молодежью.
- А известно тебе, когда последний раз политбюро или секретариат обсуждали вопрос о молодежи?
- Нет.
- Еще до Отечественной войны. Напиши записку, как нам перестроить работу хотя бы с молодежью… (Выделено мной. - Д.А.)

Вот оно и рвануло.
Поколение 1960х воспитывали еще вполне бодрые фронтовики
А вот поколение 1980х увидело фронтовиков уже дряхлыми. А в противовес недорослям показывали яркие картинки "забугорья", где "нищих нет,одни палаты".
Ценить чужой труд,чужой коллективный народный подвиг, сделавшим возможным вообще такую жизнь недорослей, которая в РКМП считалась счастьем даже для "барчуков", "перестроечный" школьник уже не умел.

теория, СССР, история

Previous post Next post
Up