Поскольку решение философской проблемы «разум-тело» сильно зависит от того, как мы определим «разум» и как мы определим «тело», я попытался переформулировать проблему, используя понятия «внешнего мира» (вместо «тела») и «индивидуального сознания» (вместо «разума»). Ниже я привожу три формулировки, и, мне кажется, эти формулировки могут дать важный ключ к пониманию проблемы.
Формулировка 1.
Является ли индивидуальное сознание частью внешнего мира, или внешний мир является на самом деле частью нашего индивидуального сознания?
Формулировка 2.
Находится ли индивидуальное сознание во внешнем мире пространства и времени, или мир пространства и времени находится внутри сознания как некая понятийно-образная модель?
Формулировка 3.
Является ли индивидуальное сознание порождением внешнего мира (как продукт эволюции) или внешний мир является порождением индивидуального сознания?
Я вижу эту ситуацию следующим образом.
(1) Есть 2 внешних мира. Один - это внешний мир как вещь в себе, с которым мы контактируем и о котором мы получаем информацию посредством органов чувств. Другой «внешний мир» - это тот внутренний образ мира, который мы создаем в нашем сознании, и который является интерпретацией чувственных данных. Мы постоянно корректируем этот образ, эту модель на основании новых данных. Таким образом, хотя мы и не можем многое знать о внешнем мире, как он есть сам по себе, но его образ в нашем сознании не является абсолютно произвольным, просто какой-то фантазией.
(2) В связи с этим возникает возможность усомниться в существовании того внешнего мира, который находится за пределами наших органов чувств. Возникает возможность предположить, что существует только сознание, а внешний мир - это всего лишь порождение сознания. Иными словами, внешний мир существует лишь как модель в сознании, но не существует никакого внешнего мира самого по себе. Насколько я понимаю, нет каких-либо способов или средств, с помощью которых можно было бы логически доказать или логически вывести необходимость существования внешнего мира самого по себе, в котором еще присутствовали бы другие индивидуальные сознания, подобные моему собственному. Эта позиция солипсизма логически неопровержима. И мы все-таки не пользуемся этой моделью, а исходим из существования внешнего мира потому, что, хотя обе модели логически недоказуемы, вторая работает лучше.