ДЕВЯТЬ СТУПЕНЕЙ ТРЕНИРОВКИ УМА.
СТУПЕНЬ ПЯТАЯ.
Мипахам Римпоче.
"ПРИРУЧАЮЩАЯ.
Несмотря на то, что достижения третьей и четвертой ступени героические, все же существует дальнейшее движение. На пятой ступени мы способны привнести в нашу медитацию гораздо большую ясность. Эта ступень известна как "приручающая" ,так мы начинаем вкушать истинные плоды прирученного ума, к тренировке которого мы приступили еще на первой ступени. Наш ум становится доступным для использования. На четвертом уровне у нас появляется ощущение того, что мы приручили лошадь. Но, теперь появляется естественное ощущение силы, стабильности и ясности ума. Наш ум не совершенно спокоен. Все еще возникают дискурсивные мысли. Но начинает испытываться подлинное слияние с лошадью - синергия. Мы переживаем гармонию. Мы больше не боремся.
Гармония и синергия создают радость. Традиционная метафора в отношении того, что мы испытываем на этой ступени - восхищение пчелы собравшей цветочный нектар. Медитация переживается как радость и добро. Такое блаженство и освобождение сходно с переживанием конца тяжелого времени, выходом из под пресса жизни."
Геше Келсанг.
"Медитация Шаматха посредством соответствующих методов.
На четвертой ступени развития, сила сознательности собрана и у вас есть возможность оставаться на объекте медитации без перерыва весь период практики. Однако, для поддержания этого непрерывного уровня концентрации вам потребуется чрезвычайное усилие, которое приведет к тому, что ваш ум будет слишком собранным, и возникнет тонкое ослабление. Поэтому на пятой ступени, называемой контролируемый ум - необходимо применить силу распознающей бдительности для того, чтобы активизировать ваш ум. Вам необходимо слегка расслабить усилия для сохранения концентрации, и тем не менее оставаться однонаправленным на объекте медитации.
В этом месте может возникнуть ошибка. Наставление расслабиться не означает, что после удержания и пребывания на объекте медитации, вы должны утратить захват самого объекта. На этой ступени это будет величайшей ошибкой. Правильно сказал великий махасиддха Сараха, что если человек полностью расслабился, несомненно будет достигнута Шаматха. Однако его замечание имеет реальное значение для тех, кто на восьмой или девятой ступени развития, а не для тех, кто находится на пятой. На этой ступени не должна ослабляться ваша концентрация, но напротив, скорее усилие, используемое для того, чтобы превзойти ошибки ослабления и возбуждения. Если это усилие слегка не расслабить, вы разовьете помехи и этим помешаете концентрации.
Вы поддерживаете медитацию Шаматхи посредством соответствующих методов, если сможете удержаться на объекте медитации и при этом ослабить усилия необходимые для сохранения однонаправленной концентрации на объекте. Другими словами, вы распределяете усилия соответствующим образом, в точно требуемой степени. Для этого, однако, потребуется огромный объем практики. Даже великий индийский практик Чандрагомин, провозгласил:" Когда я полагаюсь на усилия - происходит возбуждение ума; но когда я устраняю это усилие - происходит ослабение."
Очень важно для медитирующего, заинтересованного в развитии медитации Шаматха, приобрести глубокое понимание этих пунктов. Однако, такое понимание не возникнет от простого интеллектуального знакомства с учениями. Наоборот, вы должны приобрести личный опыт всех девяти ступеней развития ума действительным применением этих и других наставлений на практике. Это - единственный способ развития.
Геше Джампа Тинлей
(Заменил Тралега Римпоче, у него пятая объясняется намного слабее , спасибо genesis!)
Итак, на четвертой стадии мы можем медитировать очень и очень долго. Но у нас все еще сохраняются тонкие умственные отвлечения. Грубых уже нет, а тонкие сохраняются. На пятой стадии нет и тонких. На картинке мы видим, что на четвертой стадии обезьянка еще ведет слона, а вы где-то сзади. А на пятой стадии обезьянка уже сзади, а слона ведете вы. То есть, вы здесь главный. После четвертой стадии вы держите объект медитации очень прочно, и поэтому ваши отвлечения уходят, но может возникнуть ослабление объекта.
Это две противоположности: с одной стороны - отвлечение, с другой - ослабление. Если мы расслабимся, не будем слишком крепко держать объект, то может возникнуть отвлечение. А если будем слишком крепко держать, может возникнуть этот провал. Поэтому нужно регулировать и держать объект медитации с необходимым усилием. Речь здесь идет о том, что когда мы дошли до четвертой стадии, мы достигли полного развития внимания. Теперь центр тяжести переносится на развитие бдительности. С помощью бдительности мы можем распознать тонкие умственные отвлечения и устранить их. Поэтому в промежутке между четвертой и пятой стадиями самое главное - бдительность. Что здесь важно - это развитие активной бдительности. Концентрироваться вы можете теперь длительное время, и с помощью бдительности наблюдаете за тонкими умственными отвлечениями, постепенно устраняя их, как только они возникают. Так вы достигаете пятой стадии. Теперь, когда мы движемся с пятой стадии на шестую, бдительность приобретает решающее значение. И с ее помощью мы теперь должны устранить не отвлечения - они уже все устранены - а тонкую умственную притупленность.
Итак, у нас есть два типа ошибок: с одной стороны - основывающиеся на возбуждении, с другой - на торможении. Теперь нам надо устранить тонкую умственную притупленность. Когда мы укрощаем с помощью бдительности тонкие умственные отвлечения, мы применяем соответствующее противоядие, которое состоит в том, что мы расслабляемся, когда слишком напряжены. Но если мы расслабляемся немного больше, чем надо, теряется яркость изображения, что и характеризует тонкую умственную притупленность. Поэтому нужно опять напрячься, уменьшить расслабленность, увеличить концентрацию. Вот эта часть процесса применения противоядия против тонкой умственной притупленности и происходит на промежутке между пятой и шестой стадиях. А когда мы полностью научимся находиться именно в той точке, в какой нужно, мы и достигнем шестой стадии.