ДЕВЯТЬ СТУПЕНЕЙ ТРЕНИРОВКИ УМА.
ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ.
Мипхам Римпоче.
" Тесная Установка.
Достижение четвертой ступени, известной как тесная установка, отмечено - не отвлечением. Мы всегда остаемся вместе с дыханием. Когда мы знаем это, то пересекаем определенную границу. Это - стабильность. Мы знаем, что даже если лошадь начнет блуждать, она не потеряет путь.
В нашей медитации происходит определенный поворот. До этого нашим основным занятием было не потерять осознание дыхания. Мы расстраивались тогда, когда обнаруживали наш ум вернувшимся к повседневным проблемам. Мы удивлялись, что для его возвращение обратно к медитации требовало усилий. Теперь мы можем немного расслабиться. Теперь мы знаем о своей способности всегда оставаться вместе с дыханием. Нас не тревожат внешние обстоятельства, поскольку они больше нас не отвлекут. Наши умения становятся более развитыми. Нас начинает беспокоить качество медитации - опыт, текстура. Если раньше нас беспокоило, как бы выпить чашку кофе, то теперь, чтобы это была чашка мокко капуччино. Как нам сделать наш ум более сильным, более живым? Это - наш новый приоритет.
К этому времени, мы в своей основе ,преодолеваем лень и забывание инструкций. Эти препятствия были тем, что отвлекало нас от медитации. К концу третьей ступени и в начале четвертой мы начинаем иметь дело с радостью и слабостью. Каждая из них имеет разрушающие последствия. Однако, в связи с тем, что мы теперь всегда остаемся на сцене нашей практики, считается хорошим знаком столкнуться с ними.
В Тибете мы предупреждаем, что на этой четвертой ступени, по глупости, можно начать считать, что достигнуто просветление или высшая реализация - настолько сильным и стабильным становится наш ум. Так как борьба с нашим умом уменьшается в значительной степени, появляется радость и легкость. Но, если начать наслаждаться стабильностью ума - он станет слишком расслабленным. Мы можем не достичь следующих ступеней. Отсюда препятствие радости. Наш ум - стабилен, но не ясен. Птица не может приземлится на добычу; она только летает над ней. Нам необходимо заточить осознание, заострить чувствительность, чтобы держать ум в узде."
Геше Келсанг.
" Медитация Шаматха посредством старой внимательности.
На третьей ступени развития ума вы применяете новую внимательность снова и снова, поскольку ум продолжает терять объект медитации. Но, в конце концов, вы достигаете того пункта, в котором вы способны удерживаться на этом объекте без привлечения новой внимательности. Другими словами, от начала до конца практики медитации, вы способны удерживаться на медитационном объекте без прерывания концентрации. Приобретение такой способности - знак того, что вы достигли четвертой ступени развития, называемой "тесное помещение". В связи с тем, что на этой ступени ваша внимательность не ослабевает, как только она установлена, говорится, что теперь вы сохраняете медитацию посредством "старой" внимательности. Благодаря силе такой старой внимательности, вы способны срезать отвлекающий концептуальный ум без забывания объекта медитации.
Аналогия, извлеченная из "Корзины Дисциплины", поможет показать важность сохранения непрерывной концентрации посредством старой внимательности.
Между двумя врагами происходила дуэль: один был лучником, а другой обладал мечом, который вращал как пропеллер самолета. До тех пор, пока он вращал свое оружие, ни одна из стрел лучника не могла его повредить, так как расщеплялись на куски, кружащимся лезвием. Таким образом дуэль продолжалась и продолжалась, и лучник никак не мог пробить защиту своего противника.
Жена лучника, женщина чрезвычайной красоты, разработала умный план. Она сказала мужу, что когда дуэль продолжится, она оденет на себя просвечивающиеся одеяния и встанет так, чтобы противник мог ее видеть. Так она и сделала, и когда противника охватило желание, он временно перестал вращать свой меч, а лучник использовав эту возможность поразил ее. На последнем вздохе, умирающий провозгласил:" Это не лучник убил меня, а потеря внимательности."
Таким же образом, как невредимый меченосец, поддерживающий вращение меча, вы должны сохранять медитацию спокойного пребывания посредством старой внимательности; вы должны разрушать все понятийные мысли одной продолжительной внимательностью, без перерыва в вашей сосредоточенности на объекте медитации. Когда на четвертой ступени вы в состоянии этого достичь, вы собрали всю полную силу внимательности. Необходимо отметить, что искусный практик, однако, не практикует длительных медитаций на этой четвертой ступени. Так как на этом этапе до сих пор встречаются ослабление и возбуждение, не разумно медитировать непрерывно в течении длительных периодов времени; это может укоренить неправильные привычки."
Тралег Римпоче.
"4. Тесное Помещение.
Когда нас больше не отвлекают понятийные мысли, становится значительно легче возвращаться к объекту медитации при помощи внимательности. Наше отвлечение постепенно сходит на нет, поскольку нам меньше приходится бороться с нашей умственной активностью. Однако возникают другие помехи, мысли не так связанные с сильными или расстраивающими эмоциями, но все же припятствующие нашей медитации. Нас начинает одолевать скука и апатия, мы начинаем думать, что дальше некуда идти, что в свою очередь ослабляет нашу мотивацию продолжать практику."