Существуют самые разнообразные описания того, через какие ступени мы проходим в практике медитации. Все они сообщают нам полезную и важную информацию, необходимую в практике тренировки состояний, в том, что в Интегральном подходе относится к горизонтальному просветлению.
В данном посте я предлагаю ознакомится с наставлениями по этому вопросу одного из наиболее выдающихся учителей современного буддизма Мипхама Римпоче.
(Краткая справка: Мипхам Римпоче - держатель линии приемственности Шамбалы, установленной его отцом Чогьям Трунгпой Римпоче. Если начальное содержание поста вас заинтересует, то будет продолжение...)
"Когда практики медитации садились на свои коврики и работали со своими умами, они проходили через один и тот же, разворачивающийся процесс - девять ступеней, посредством которых в ум привносилась врожденная стабильность, ясность и сила. В своих описаниях девяти ступеней тренировки ума, посредством практики Шаматхи, они оставили нам основные знаки этого процесса. Эти наставления чрезвычайно полезны, поскольку если мы будем полагаться только на свой опыт, мы будем просто блуждать в мыслях. Эти девять ступеней - карта процесса медитации.
Первые четыре ступени - установка (на объекте медитации), длительная установка, повторяемая установка и тесная установка - относятся к развитию стабильности. Ступени пять и шесть - приручение и успокоение - относятся к развитию ясности. Последние три ступени - полное успокоение, однонаправленность и невозмутимость - относятся к развитию силы.
УСТАНОВКА НА ОБЪЕКТЕ.
Сосредоточение (установка) нашего ума на дыхании - первое, что мы делаем в медитации. Момент установки нашего ума сходен с тем, как мы оседлываем лошадь: мы помещаем ногу в стремя и забрасываем себя в седло. Важно правильно в нем усесться.
Этот момент установки начинается, когда мы отвлекаем наш ум от его вовлеченности в повседневные проблемы, события, мысли и эмоции. Мы берем этот дикий и занятой ум и сосредотачиваем его на дыхании. И, хотя мы и имеем дело с сознанием, которое вроде бы не материально, сама эта установка достаточно реальна. Хотя и подобна помещению камушка на листок дерева.
Для того, чтобы подобная установка была успешной, нам необходимо понимать, что мы оставляем все понятия, мысли и эмоции. "Сейчас я сосредотачиваю мой ум на дыхании". Что происходит в это мгновенье? Наши привязанности теряют поддержку. Даже, если мы просто предпримем подобную попытку, наши умственные метания значительно уменьшатся. Одновременно
это сосредоточение на дыхании положит начало собиранию до толе слабого ума.
Для начинающих практиков медитации, на первом уровне идет поиск баланса внимания на дыхании, восприятии мыслей и удержании положения тела. Это - чрезвычайно важный этап во время которого развивается наша привычка медитировать. И даже при продолжении практики - установка ума - всегда первый шаг. Это тот момент в начале нашей практики во время которого мы понимаем и осознаем, что мы начинаем медитировать. Поскольку им определяется все наше отношении к последующей практике - он чрезвычайно важен. Вся наша практика будет рассеянной и неопределенной, если мы приступим к ней в рассеянности и неопределенности. Это, как постройка домика в домино, от того, как мы установим ум на первой ступеньке, будет зависеть все дальнейшее развитие.
С самого первого мгновенья вы должны осознавать и воспринимать все происходящее и неуклончиво возвращать ваше сознание к дыханию, вы учитесь установке ума. Это такое незначительное и маленькое действие являтся одним из самых отважных, из тех, которые вы предпринимаете. Когда вы осознаете и проделаете это, вы можете собой гордиться. Вы - превзошли лень. Вы - помните наставления. Вы будете счастливы возвращая себя к осознанию дыхания. Не тревожтесь по поводу того, что вам предстоит это делать возможно тысячи раз, снова и снова. Именно это и называется практикой.
Каждый раз, когда вы вспоминаете о необходимости удержания сознания на дыхании - вы продвигаетесь вперед. Пусть не надолго, но вы уходите от ваших понятий, негативных эмоций и путаницы. Вы вырываете себя из бесконечной занятости и вовлеченности. И вы делаете это снова и снова и снова. Каждый раз, когда вы возвращаетесь к дыханию, вы делаете еще один шаг прочь от привязанности к страху и путанице, и шаг по пути к просветлению.
Я люблю гольф. Играю в него всегда, когда представляется возможность. И не важно, какая игра, у меня всегда есть только один мяч для удара. Каждый мяч - единственный; мой ум должен быть свежим все время. Если я буду думать о тех мячах, которые я забил, или о тех, которые еще забью, то я в реальности не забью ЭТОТ мяч. Я только посею плохие привычки. Тоже само и с установкой. Вы не сможете по настоящему медитировать, если не будете тверды в своем восприятии и освобождении мыслей. Мысли победять вас, и вы в конце концов вообще перестанете медитировать. Вы будете просто думать.
Восприятие, осознание и освобождение мыслей - подобно восхождению на горную вершину. Мы празнуем оставление позади самоувлеченных фантазий, связывающих нас всю жизнь, до тех пор пока мы не начинаем с ними работать соответствующим образом. Вдохновение, правильный взгляд, усилие, вера, осознание и внимание поддерживают нас в этом.
Чем больше мы способны собирать вместе наше внимание и сосредотачиваться, тем более сильным становится наш ум, более значительным становится опыт и результат.