Навеяно знакомством с Марком Эдвардсом.
Одна из особенностей постконвенциональных уровней развития человека состоит в том, что наш ум становится прозрачным. Благодаря вертикальному и горизонтальному развитию, мы оказываемся в состоянии осознавать все свое внутреннее измерение в любой момент времени, а не только в периоды саморефлексии.
При этом человек оказывается в мире свободы перспектив. Он в состоянии свободно менять свой взгляд на реальность. Интегральная Теория сообщает нам некоторые достаточно важные взгляды на мир, которые вступают в действие. Марк называет их линзами. Прежде, чем перейти к визуальной логике, требуется достаточно четко определять, посредством каких линз мы воспринимаем реальность. (Я пока не буду останавливаться на всем слишком подробно, все что нижепоследует скорее краткий набросок). Сам Эдвардс выделяет самые различные линзы.
Вот пример некоторых из них (особенно важных с точки зрения Интегральной Теории):
1. Линзы Уровней Развития. (Волн, Этапов).
Воспринимают спектр качественно различных изменений в парадигмах, в личном и коллективном. Эти линзы позволяют нам увидеть мир вертикального развития. Если, мы смотрим на мир сквозь эти линзы, то видим ...? (Зеленых, синих и сине-буро-малиновых). Учимся воспринимать уровни развития и прочее. Кстати сейчас Закари Стейн и Фишер разрабатывают психометрику - науку определения уроней развития.
2. Линзы Линий Развития.
Посредством этих линз человек учится воспринимать комплексный мир многомерного развития. Определять, какой интеллект развит у себя и других. ( Достаточно сильно в этом отношении помогает Гарднер, спасибо when_killberу за наводку - "Структура разума:теория множественного интеллекта" Говарда Гарднера, М.2007 - прелесть!)
3. Линзы Трансформационных и Трансляционных Изменений.
Дают нам способность воспринимать отличия между трансформационными (спектр сознания, основанный на уровнях) и трансляционными изменениями. Включает необходимость понимания и диагностики того, с чем имеем дело с горизонтальным или вертикальным развитием.
4. Линзы Процесса/Динамики.
Воспринимают действительность эволюционной (восходящей) и интегративной (нисходящей) динамик. Мир роста и мир интегральной устойчивости.
5. Линзы Обучения.
Воспринимают действительность личностного и межличностного процессов развития, через предписания, восприятия, интерпретации и подтверждения.
6. Линзы Перспектив Личности.
Воспринимают действительность первого, второго и третьего лица, как в единственном числе, так и во множественном. Они используются для показа субъективного мира первого лица, мира отношений второго лица и объективного мира третьего лица.
7. Линзы Внешнего-Внутреннего.
Воспринимают действительность субъективного и объективного. Показывают отношения между миром сознания и поведения.
8. Линзы Индивидуального-Коллективного.
Воспринимают действительность микромира личных событий, мезомира групповых событий и макромира социо-культурных событий. Эти линзы помещают человеческую деятельность внутрь спектра окружения - микро, мезо и макро - и раскрывают связи между локальным и глобальным.